"Призрак валютных войн все чаще всплывает в рассуждениях любителей поговорить о политике во всем мире", - пишет профессор Университета Джонса Хопкинса Стив Ханке в статье, опубликованной этим исследовательским учреждением и перепечатанной американским изданием Business Insider. Экономист сосредотачивается на России, отмечая, что рубль "резко обесценился из-за российско-украинского конфликта и санкций, к которым он привел".
"Конечно, санкции - неблагодарное дело", - отмечает эксперт. Ханке считает, что они почти повсеместно не достигли своих целей. "В то время как санкции, введенные против России, очевидным образом способствовали ослаблению рубля, они значительно усилили власть Владимира Путина", - считает он. Благодаря санкциям рейтинг поддержки российского президента вырос до 88% в октябре, сообщает профессор, ссылаясь на "Левада-центр".
Ослабление рубля имеет и позитивную сторону для России, говорится в статье. "Обесценивающийся рубль означает, что импорт в Россию подорожает, а экспорт станет более конкурентоспособным, - поясняет эксперт. - Эта комбинация поможет сохранить положительное сальдо российского торгового баланса, что компенсирует отчасти масштабный отток капитала из России".
Но выгода от стремительного падения рубля временна, так как оно грозит инфляцией, предостерегает Ханке. При наличии инфляции популярность Путина будет падать, пишет он. Ученый предлагает России рецепт для укрепления рубля.
"Россия должна отказаться от плавающего курса, принятого 10 ноября, - пишет экономист. - Нефть и другое сырье, экспортируемое Россией, оценивается и инвойсируется в долларах США. Приняв режим плавающего курса, Россия напрашивается на нестабильность. Номинальный курс рубля будет колебаться в зависимости колебания нефти и другого сырья". Чтобы избежать скачков курса, большинство крупных стран-производителей нефти привязали свои валюты к доллару США, говорится в статье. "Россия должна сделать то же самое", - считает Ханке.
Россия должна установить режим валютного правления, в соответствии со стратегией британского экономиста Джона Мейнарда Кейнса, считает профессор. "При системе валютного правления Центробанк выпускает банкноты и монеты. Они неограниченно конвертируемы в иностранную резервную валюту по фиксируемому курсу, - поясняет экономист. - В качестве резервов у валютного регулятора имеются высококачественные ценные бумаги, которые приносят доходы от процентов и стоимость которых выражена в резервной валюте. В соответствии с законом, резервы Центробанка соответствуют на 100% или превышают объем его банкнот и монет, находящихся в обращении".
"В России существует исторический прецедент режима валютного правления, - говорится в статье. - После большевистской революции, когда британские и союзные войска вторглись на север России, российская валюта находилась в хаотичном состоянии". Тогда в 1918 году Британия учредила Национальную эмиссионную кассу по Северной России, которая выпускала "британский рубль", привязанный к фунту стерлингов и конвертируемый по фиксированному курсу. Автор статьи с коллегой Куртом Шулером обнаружили в архивах британского министерства иностранных дел документы, подтверждающие, что "отцом" британского рубля был знаменитый экономист Джон Мейнард Кейнс, в то время - чиновник в британском казначействе. Несмотря на Гражданскую войну, британский рубль пользовался большим успехом, так как он, в отличие от других рублей, бывших тогда в ходу, был надежным средством сбережения.
"Путину пора обратиться к опыту Кейнса и последовать тому, что сделали все крупные неамериканские производители нефти: привязать рубль к доллару", - подводит итог автор.