В эти дни в Баренцевом море начинается операция по подъему тел моряков с затонувшей подлодки "Курск". Несколько недель назад никак не удавалось достигнуть согласия с норвежской компанией Stolts Offshore, которая, судя по заявлениям российской стороны, просила слишком много долларов. Может, в Москве опасались разглашения нежелательных подробностей истинных причинах трагедии? Затем соглашение было достигнуто, но уже с дочерней норвежской фирмой техасской компании Halliburton, обязавшейся предоставить и обеспечить техническое обслуживание специального "колокола". Теперь, когда уже будет трудно помешать распространению нежелательной информации, можно предположить, что Владимир Путин, видимо, решил покончить с советской традицией держать в секрете информацию о катастрофах или военных и государственных переворотах.
Возможно, будет, наконец, поставлена точка в длинной череде загадок и цензуры, допускающей огласку лишь случайно или урывками. Достаточно вспомнить об обещаниях Горбачева и его гласности: даже когда о чернобыльской катастрофе и опасности распространения облаков радиоактивной пыли за пределы бывшего Советского союза было известно из сообщений скандинавских СМИ, подтверждение из Москва появилось лишь три дня спустя. Если вернуться еще дальше, в 60-е годы, можно вспомнить о многочисленных непонятных эпизодах. Например, о публикации в советских газетах некрологов, без каких-либо комментариев сообщавших о гибели высокопоставленных военных. Всех этих людей скосила внезапно пронесшаяся эпидемия? Более правдоподобно звучит версия о катастрофе на космодроме Байконур или в Арктике во время испытаний ядерных зарядов: в то время Москва стремилась любой ценой добиться стратегического превосходства.
Цензуре подвергались и сообщения о катастрофах в области гражданского строительства. Центральная пресса умолчала, что в результате прорыва плотины на реке Днепр в Киеве потоками воды был смыт целый жилой квартал. В Москве обрушилось новое строящееся здание газеты "Правда", но ни эта газета, ни другие ничего не сообщили об этой трагедии. На протяжении многих десятилетий власти молчали о многочисленных скандалах и трагедиях, например, о чудовищной по масштабам экологической катастрофе на Аральском море. Дезинформация оставалась основным инструментом власти, при помощи которого ей удавалось добиваться пассивной поддержки со стороны народных масс и той же бюрократической номенклатуры. Следствием подобной политики стало безответственное отношение к проведению административных и технических проверок и круговая порука во всех сферах жизни общества. Кроме того, это привело к расточительству в расходовании природных ресурсов, которые могли бы послужить мощной базой для обновления экономической системы страны. Гигантские природные богатства Евразии растрачивались Москвой не только на бесчисленные программы по росту вооружений любой ценой, но и на оказание финансовой помощи Восточной Европе, Кубе, Анголе, Эфиопии, Мозамбику, Йемену и Афганистану.
Опасные последствия подобного затянувшегося произвола, после крушения Советского Союза и развала всей административной системы, не могли не сказаться самым негативным образом на жизни России в период правления Ельцина, а затем и Путина. Владимир Путин, бывший дисциплинированный сотрудник КГБ, после гибели подводной лодки "Курск" и сенсационного пожара на Останкинской телебашне в Москве, не сумел удержаться от замечания, что он получил в наследство "разрушенную" страну.
Вместе с тем, вполне правдоподобно звучит версия о том, что через какое-то время "планета Россия" может преподнести сюрприз тем, кто убежден в ее окончательном упадке. Несмотря ни на что, она не только обладает людскими ресурсами - многочисленными талантливыми учеными и техническими работниками, но и природными богатствами, морями нефти от Каспийского моря до Волго-Уральского бассейна и Сибири (хотя изношенная добывающая промышленность требует больших вложений в строительство газопроводов, нефтепроводов и соответствующих инфраструктур). Если к власти придут "деловые люди", беспристрастные и прагматичные, россияне перестанут быть "униженными и оскорбленными".