События в мире привели к тому, что внешнеполитические вопросы стали активно обсуждаться в ходе президентской предвыборной кампании, и ссылки политических комментаторов на "опыт работы" Ала Гора стали обычным делом. И все же шаги Гора во внешнеполитической области напоминают мне несчастных Габсбургов: у австро-венгров был большой опыт ведения боевых действий, но они продолжали отступать и проигрывать... войны, территории и, в конечном счете, потеряли свою страну! Если опыт негативный, то это недостаток, а не достоинство. Вот один из основных недостатков Гора.
Гор утверждает, что руководил политикой США в американо-российских отношениях. Тем не менее, как мы узнали из "Нью-Йорк таймс", с его благословения Россия осуществляла экспорт Ирану оружия, которое могло быть направлено только против ВМС США, охраняющих основные пути поставки энергоносителей. После того, как в 1995 году Гор подписал секретное соглашение, санкционирующее эти поставки, премьер-министры России и Ирана вместе назвали присутствие США в Персидском заливе "абсолютно неприемлемым". Вместо того, чтобы заставить поплатиться за подрыв американских интересов, Гор пообещал России содействие со стороны Америки в плане поиска новых покупателей оружия и оказания технической помощи российской военной промышленности.
Гор не допустил применение к России санкций, предусматриваемых законом, принятым в 1992 году при непосредственном участии вице-президента. Взамен Россия пообещала к концу 1999 года прекратить продажу вооружений Ирану, однако, воспользовавшись слабостью США, отказалась выполнять эту договоренность и продолжила его поставки. Тем временем, по свидетельству самой администрации, российские специалисты продолжали помогать Ирану в разработке технологии разделения изотопов с помощью лазера, используемой для обогащения урана с целью последующего созданию ядерного оружия. Недавно госдепартамент назвал Иран "самым активным государственным спонсором терроризма".
Данный пример свидетельствует о дипломатической близорукости Гора, сосредоточившегося на решении краткосрочных задач и не способного просчитать стратегические последствия своих шагов. Давайте посмотрим на отношение Гора к российской экономике. Он создал - и в этом сказались его бюрократические наклонности - с премьер-министром России Виктором Черномырдиным комиссию, которая в своей экономической деятельности руководствовалась дефектной госплановской логикой.
Старый советский подход к экономическим отношениям заключался в создании совместных предприятий под покровительством высокопоставленных официальных лиц, как и Черномырдин, находившихся в привилегированном положении. Для создания рыночной экономики, основанной на равенстве всех перед законом, Гору следовало бы заставить Россию закрыть коррумпированные комиссии и открыть дорогу частному предпринимательству. Тем не менее, по сообщениям главы политического отдела посольства США в Москве, комиссия Гор-Черномырдин представляла собой сборище бюрократов советского типа, игнорирующих любую негативную информацию.
Признавая, что деньги МВФ попали не по назначению, бывший председатель российской комиссии по ценным бумагам подчеркнул: "Я не могу объяснить, почему западные правительства не обратили на это серьезного внимания". И заместитель Черномырдина Анатолий Чубайс попал в точку, заявив: "Мы кинули их на 20 млрд. долларов".
Действия Гора в отношении России - это не просто ряд ошибок, дорого обошедшихся США. Вице-президент не сумел или понять истинного характера российских преобразований, или разработать конструктивную политику США, отвечавшую бы создавшимся условиям. Гору было поручено добиться ощутимых результатов, а он, не желая смотреть в лицо неприятным фактам, не призвал россиян к ответу за ложь и другие поступки, нанесшие ущерб американским интересам.
Роберт Зоеллик, занимавший должность заместителя госсекретаря в администрации Буша, сейчас является старшим советником по внешнеполитическим вопросам Джорджа Буша-младшего.