Вчера группа хорошо вооруженных чеченских боевиков захватила здание одного их московских домов культуры, взяв в заложники около 700 человек и потребовав прекращения войны в Чечне - войны, которую президент Владимир Путин публично пообещал выиграть.
Первый массовый захват заложников в российской столице, который произошел во время демонстрации популярного мюзикла "Норд-ост", поставил в сложное положение Путина, который сделал ставку на военное урегулирование чеченского конфликта и неоднократно заявлял, что война близка к завершению. Захват дома культуры, скорее всего, увеличит поддержку жестких военных действий в Чечне со стороны общественности, однако она может нанести ущерб и Кремлю, который приложил усилия к тому, чтобы вывести конфликт из центра внимания.
Сотни сотрудников милиции и спецслужб окружили здание дома культуры. По сообщениям информационных агентств, по меньшей мере 40 вооруженных боевиков заминировали часть здания и сами обвешались взрывчаткой, угрожая убить заложников. Как сообщают правоохранительные органы, впоследствии 150 заложников, среди которых находились женщины, дети и мусульмане, были освобождены.
По словам тех, кому удалось покинуть здание, боевики назвались чеченцами и потребовали прекращения боевых действий в Чечне.
Российское информационное агентство "Интерфакс" со ссылкой на веб-сайт чеченских сепаратистов сообщило, что среди нападавших находятся вдовы боевиков, убитых во время конфликта. Боевики находятся в Москве, чтобы "умереть, а не выжить", - отмечается на веб-сайте.
События в Москве схожи с захватом чеченскими боевиками в 1995 году около тысячи заложников в больнице одного из южных российских городов. Тогда после переговоров с боевиками Москва позволила им безнаказанно уехать в Чечню и достигла с ними договоренности о прекращении огня. Российские военные осудили эту сделку, заявив, что она позволила чеченским боевикам перегруппировать свои силы и, год спустя, предпринять наступление, в результате которого российские войска были вынуждены покинуть Чечню.
Путин прервал свою поездку в Германию и Португалию, чтобы лично урегулировать кризисную ситуацию. Неясно, захочет ли президент, известный своей жесткой позицией в отношении Чечни, вести переговоры с боевиками, захватившими заложников.