Российский Сан-Ремо для заключенных: кто лучше споет, обретет свободу. Этот беспрецедентный фестиваль, организованный министерством юстиции с целью улучшения имиджа мрачной бывшей советской системы отбывания наказания, пройдет сегодня в московской Олимпийской деревне.
23 финалиста, отобранные после прослушивания 800 аудио- и видеокассет, доставленных в последние месяцы из всех российских тюрем, в которых в настоящее время находится 800 тысяч человек, вступят в борьбу за обретение свободы благодаря певческим способностям.
"Может быть освобождено несколько человек, - заявил чиновник из министерства юстиции, - при условии, что у них есть основания рассчитывать на условно-досрочное освобождение".
Руслан Ануфриев, бывший студент, получивший наказание за убийство, был допущен к отборочному конкурсу лишь потому, что совершил убийство, защищаясь. Заключенные, совершившие более тяжкие преступления, не должны были принимать участие в конкурсе.
В эти дни проходили генеральные репетиции. Доставленные в столицу из самых различных пенитенциарных заведений, кандидаты сменяли друг друга в студии Soyuz Productions. "Мы не боимся, что они попытаются бежать, - сказал один из представителей властей, - всем им недолго осталось отбывать наказание, игра не стоит свеч".
С другой стороны, все они надеются на сокращение срока. "Если, как говорят, победитель на самом деле будет освобожден, - сказала корреспонденту московской газеты Елена Козлова, осужденная на 8 лет за кражу, - я приложу для этого все усилия".
Но все надеются если не на освобождение, то на улучшение условий содержания. Та же Козлова, которую доставили из тюрьмы в Можайске, говорит о "Матросской Тишине", где ее разместили как в отеле: "Всего четыре человека в камере!"
Однако несмотря на то, что Соединенные Штаты недавно отняли у России рекорд по числу заключенных (1 на 143 против 1 на 158 жителей, в Италии - 1 на 1000 человек), ситуация продолжает оставаться критической.
И если газета "Правда" в декабре 2002 года говорила о сокращении на 68 тысяч общего числа заключенных за два года и создании специального департамента (единственного в Европе), который контролирует соблюдение прав тех, кто оказался за решеткой, Amnesty International рисует совсем иную картину.
В докладе, названном "Ад на земле", говорится о том, что в июле 1995 года заключенные, как мухи, умирали от инфарктов из-за жары в Новокузнецке. Там, в камере, рассчитанной на 10 человек, содержалось до 25 заключенных, а температура достигала 51 градуса. Массовые самоубийства казались единственным путем к спасению по сравнению с нечеловеческими условиями содержания.
И это, как кажется, не единичный случай. Эндрю Койл, директор Международного центра по проблемам тюрем королевского колледжа в Лондоне, заявил: "Крошечные камеры, рассчитанные на 20 человек, и 90 заключенных, погребенных в них. Не удивительно, что туберкулез вернулся". Но это было так давно, а сегодня по крайней мере одному из 800 тысяч повезет.