"Швейцарский суд для меня ничего не значит. Для меня выше суд моих детей. Если бы они могли, они сказали бы, что я их действительно любил, что не оставил их, не позволил, чтобы они так бесследно пропали... " - вот что заявил несколько месяцев назад осетин Виталий Калоев одной из московских газет.
Как мы помним, Калоев потерял в авиакатастрофе под Юберлингеном 2 июля 2002 года жену и двоих детей, четырех и одиннадцати лет. В начале недели он предстанет перед судом города Цюриха по обвинению в убийстве авиадиспетчера компании Skyguide, который, по его мнению, был виновен в катастрофе и которого он убил ножом у дверей его дома 24 февраля 2004 года.
В первое время Калоев был помещен в психиатрическую лечебницу - во избежание самоубийства: считалось, что такая опасность была. Позднее комиссия экспертов-психиатров признала, что этот человек, архитектор по профессии, в момент убийства отвечал за свои действия, и Калоева перевели к тюрьму города Регенсдорф. В интервью прессе Калоев рассказал, что в тот роковой вечер он действительно пришел к диспетчеру и показал ему фотографии своих детей. Когда диспетчер оттолкнул его руку, осетин потерял голову и, как он утверждает, с этого момента он уже не помнил, что делал, хотя и признает свою вину: "Судя по уликам, которые мне предъявляют, выходит, что я его убил".
Несомненно, это будет очень эмоциональный процесс по делу, в котором жертв больше, чем виновных. Конечно, есть 45 детей, в большинстве своем выходцев из российской республики Башкирия. Есть авиадиспетчер, который сам был отцом семейства. В России Калоеву даже симпатизируют политические круги, СМИ, общественность и, разумеется, родители погибших детей.
Те из них, кто отказывается удовлетвориться финансовыми компенсациями, предложенными Skyguide, и продолжает судебное преследование компании, недавно обратились с открытым письмом к президенту Швейцарской Конфедерации Самюэлю Шмиду - аналогичное письмо они адресовали в феврале 2004 года Йозефу Дайсу. В послании вновь отмечается, что официальные извинения и соболезнования не были принесены или это было сделано слишком поздно.
Эта группа родителей, одним из которых является Владимир Савчук, как и Калоев, потерявший в результате катастрофы жену и двоих детей, удивлена затяжкой в расследовании причин падения самолета: выводы следственной комиссии были обнародованы лишь после гибели авиадиспетчера. Родители также ставят под сомнение беспристрастность швейцарских экспертов-психиатров и считают, что авиадиспетчер, как и Калоев, пал жертвой нежелания компании Skyguide признать свою вину.
Как бы то ни было, российское общественное мнение и СМИ не будут дожидаться начала процесса, чтобы оказать нажим на швейцарскую юстицию. На следующий день после убийства газета "Известия" вспомнила старую историю: убийство в 1923 году в Лозанне высокопоставленного советского представителя, совершенное швейцарским гражданином, родители которого были убиты большевиками в Санкт-Петербурге в 1917 году. Этот человек был оправдан судом кантона Во, признавшим, что он действовал "под давлением обстоятельств, проистекавших из его прошлого". С едкой иронией московская газета задается вопросом: не применима ли эта формулировка по поводу "давления обстоятельств" к Калоеву?