Мать российского магната Михаила Ходорковского в субботу сказала, что власти, отправившие ее сына на восемь лет в сибирскую исправительную колонию близ китайской границы, руководствовались страхом перед его растущим влиянием.
Марина Ходорковская собирает чемоданы, чтобы отправиться на тысячи километров на восток, чтобы навестить сына в тюрьме, которая, по словам адвокатов, может быть заражена радиацией из расположенного неподалеку уранового рудника. Возможно, сказала она в интервью агентству Associated Press в субботу, она там останется.
Ходорковский, который был приговорен к восьми годам лишения свободы за мошенничество и уклонение от уплаты налогов, будет отбывать свой срок в колонии в городе Краснокаменск Читинской области - примерно в 5 тыс. километров от Москвы. С учетом двух лет, проведенных в заключении с момента его ареста 25 октября 2003 года, ему осталось отсидеть в зоне шесть лет.
Наблюдатели говорят, что суд по делу Ходорковского и частичная ренационализация его нефтяной империи ЮКОС были возмездием со стороны правительства за финансирование Ходорковским оппозиционных партий.
"По моим ощущениям, наверное, власти знают за собой много грехов, поэтому они безумно боятся потерять власть, и, возможно, в нем они увидели будущего лидера", - сказала Марина Ходорковская в интервью AP, которое она дала в подмосковном интернате, основанном ее сыном 11 лет назад.
Больше недели семье Ходорковского было предоставлено гадать о его местонахождении, и наконец тюремные чиновники сообщили, что он этапирован в колонию в Краснокаменске. Ходорковская говорит, что она поедет к сыну после того, как сначала его навестит жена Инна вместе с его адвокатами.
Обе женщины обдумывают возможность поселиться неподалеку от колонии, говорит она.
"Если нам разрешат видеться с ним и передавать ему передачи только шесть раз в году, тогда нет смысла там жить, - говорит Марина Ходорковская, седоволосая женщина с мягким голосом, одетая в скромный брючный костюм. - Но если, живя там, мы сможем как-то облегчить его существование, если мы сможем приносить ему еду, то мы будем жить там по очереди".
Семья Ходорковского и адвокаты выражают беспокойство по поводу условий его содержания, опасаясь, что колония заражена радиацией. Его юристы говорят, что они поднимут этот вопрос в Европейском суде по правам человека.
"Я мысленно желаю ему, чтобы он сохранил здоровье - думаю, это самое важное, - говорит Ходорковская о сыне дрожащим голосом. - Что касается силы духа, я думаю, у него ее достаточно".
Марина Ходорковская говорит, что конфронтация ее сына с властями была сознательным шагом, попыткой вести борьбу за свободу и демократию в России. Многие считают, что он мог бы избежать ареста, либо бежав за границу после того, как его ключевой деловой партнер Платон Лебедев был задержан по аналогичным обвинениям, либо оказав сотрудничество властям позднее.
Даже несмотря на то, что арест Ходорковского для многих не был сюрпризом, Марина Ходорковская говорит, что он перевернул жизнь семьи.
"Какая у нас теперь жизнь? Мы живем от одного слуха до другого, от одного визита в тюрьму до другого", - говорит она.
Кроме старшего сына от предыдущего брака, у Ходорковского и его жены есть 14-летняя дочь Настя и два шестилетних сына-близнеца.
"Мальчики еще маленькие, они мало что понимают, но Настя очень страдает, потому что ей уже 14, для нее все это очень тяжело", - говорит Марина Ходорковская о своих внуках.
После ареста Ходорковского и развала ЮКОСа его семья не только пострадала финансово, его родственники еще и оказались жертвами предательства со стороны некоторых бывших друзей и коллег Ходорковского.
"Его коллеги из среднего звена приходят и поддерживают нас, но его сотрудники их верхушки исчезли из нашей жизни", - говорит Ходорковская.
Хотя она и пытается быть сильной ради сына и ради внуков, Марина Ходорковская говорит, что у нее мало оптимизма в отношении судьбы Миши, пока у власти в России находятся президент Путин и его команда.
Прокуратура заявляет, что у них подготовлены новые обвинения против Ходорковского, что означает, что его срок может быть увеличен.