В этот день 50 лет назад советские танки вошли в Будапешт. Годовщина венгерского восстания 1956 года - одновременно горький и радостный для Европы момент. Сегодня Венгрия - свободная демократическая страна, член Европейского союза. Но если спросить европейских политиков о политических событиях в Центральной Европе, то станет ясно, что они скорее пребывают в сомнениях, нежели радуются.
Тот факт, что вчерашние праздничные мероприятия в Будапеште переросли в столкновения между антиправительственными демонстрантами и полицией, лишь углубляет эти сомнения.
Георг Шепфлин, один из венгерских депутатов Европейского парламента, отмечает: "Политические силы в Венгрии крайне поляризованы". Оппозиция и правительство провели собственные мероприятия в память о восстании 1956 года. Венгерская оппозиция называет членов правительства коррумпированными бывшими коммунистами, которые так и не искупили свою вину за события эпохи Советов. Правительство обвиняет оппозиционеров в фашизме, антисемитизме и ксенофобии. Западная Европа наблюдает за происходящим в замешательстве и сомнениях.
Нестабильность, свойственная Венгрии, вовсе не уникальна для Центральной Европы. Правительства Чехии, Венгрии, Польши и Словакии, четырех крупнейших стран, вступивших в ЕС в 2004 году, неустойчивы и непредсказуемы. Усиливают свои позиции политики-популисты, провокационные заявления которых широко разносятся по Европе. Старые конфликты и идеологии - некогда считавшиеся надежно упрятанными в чулан истории - снова вышли на свет. Некоторые политики в Западной Европе начинают поговаривать о том, что либеральные, демократические нормы в Центральной Европе находятся под угрозой. Они в голос спрашивают: что следует предпринять?
Политическая ситуация в Венгрии порождена сочетанием глупости и злобы, и сейчас существует угроза, что именно они станут определять облик Центральной Европы. Мировые СМИ пришли в восторг, получив благодаря утечке из правительственных кругов кассету, на которой премьер-министр Ференц Дюрчань признается, что лгал "утром, вечером и ночью", только бы оказаться избранным вновь. Но неистовые сентябрьские демонстрации, состоявшиеся в Будапеште вслед за этими откровениями, такого восторга не вызвали. На какое-то время показалось, что венгерское правительство может рухнуть из-за этих выступлений - а такого не должно происходить в солидном и стабильном Евросоюзе.
Политическая ситуация в Польше и Словакии также вызывает насмешки и беспокойство по всей Европе.
В Польше посты президента и премьер-министра занимают близнецы Лех и Ярослав Качиньские. Один варшавский корреспондент рассказал, что, когда он звонит в редакцию, его приветствуют словами: "Ну, как там дела в Руритании?". В то же время в Словакии лидер одной из правительственных партий, Ян Слота, заявил о том, что с цыганами нужно обращаться "методом кнута", а Будапешт сравнять с землей танками. Анджей Леппер, который недавно вновь стал вице-премьером страны, положительно отзывался о наиболее одиозных мировых лидерах - от Саддама Хусейна до белорусского президента Александра Лукашенко.
Высокопоставленный европейский дипломат говорит: "Вещи, которые произносят некоторые политики из Центральной Европы, намного хуже всего, что когда-либо говорил Хайдер". Провокационное сравнение, ведь вхождение представителей ультраправой Партии свободы Йорга Хайдера в австрийское правительство в 2000 году привело к тому, что другие страны ЕС временно разорвали дипломатические связи с Австрией.
Так должны ли европейские правительства предпринимать что-либо в отношении Центральной Европы? Если да, то что они могут сделать? Кое-кто в Брюсселе настаивает: раз ЕС называет себя "союзом ценностей", то следует более жестко реагировать на события в Центральной Европе. Однако, сокрушаются эти люди, у Евросоюза мало рычагов давления на страны Центральной Европы - сейчас, когда те уже вошли в ЕС. Оба эти утверждения неверны. Евросоюз может сделать очень многое, если появится реальная угроза демократии в Центральной Европе. Но нынешние события не подходят под данное описание.
Подъем таких политиков, как Слота и Леппер, пусть он неприятен и вредит этим странам, не отражает серьезных изменений в общественных настроениях. Националисты и популисты всегда получали голоса на выборах в Центральной Европе с момента падения коммунистических режимов в 1989 году. То, что сейчас они входят в коалиционные правительства Польши и Словакии, отражает сложную партийную политику в этих странах, но не свидетельствует о какой-либо значительной радикализации политической жизни.
К настоящему моменту большая часть политических проступков, совершаемых в Центральной Европе, относится к сфере риторики, а не к реальной жизни. Незаметно, чтобы Слота действительно ехал на танке в сторону Будапешта. Члены правящей польской коалиции оскорбительно высказывались о гомосексуалистах и запретили их демонстрацию. Но в Варшаве работают бары для гомосексуалистов - президент Качиньский радушно предложил иностранной прессе их посетить. Даже Леппер поразил своих коллег в Европейской комиссии по сельскому хозяйству, выступив с убедительной речью, а не стуча ботинком по столу. (Поскольку главная задача Леппера состоит в том, чтобы получить крупные ассигнования на сельское хозяйство Польши, ему не так уж сложно держать себя в руках.)
В Западной Европе старые семейные ценности сменились другими: теперь во главе угла - права геев и экология. Но нарушение принципов политкорректности - это одно, а реальная угроза демократическим институтам или правам человека - это несколько другое. Не так уж сложно отличить первое от второго.
Если подобная угроза появится, у правительств ЕС есть инструменты, которые можно использовать. Все члены ЕС из Центральной Европы еще многие годы будут получать крупную финансовую помощь от Евросоюза. Если когда-нибудь демократический характер их институтов окажется под сомнением, у ЕС будет полное право (и с точки зрения закона, и с точки зрения морали) удержать миллиарды финансовой помощи. А в качестве крайней меры другие правительства ЕС могут лишить права голоса страну, которая явно сошла с демократической стези.
Эти меры, однако, следует предпринимать с большой осторожностью. Ценности, которые ЕС намеревается защищать, остались теми же самыми, что провозглашались в ходе венгерского восстания. Главная из них - это право народа на демократическое самоуправление. По этой причине старым членам ЕС следует неспешно и серьезно поразмыслить, прежде чем разговаривать с выборными правительствами Центральной Европы повелительным тоном.