В статье постоянного автора немецкого издания Frankfurter Allgemeine Михаэля Людвига рассказывается об утилизации атомных подводных лодок, выведенных из состава Северного и Тихоокеанского флотов. Многие жители Мурманска, как подчеркивает журналист, боятся радиоактивного наследия холодной войны, ведь вплоть до недавнего времени списанные АПЛ, с которых не было выгружено отработавшее ядерное топливо, словно "киты, которых прибило к берегу", в больших количествах ржавели в многочисленных бухтах как на Кольском полуострове, так и на Дальнем Востоке. Так, дно Карского моря к востоку от архипелага Новая Земля вообще превратилось в самую большую ядерную свалку в мире.
Во времена холодной войны и некоторое время после нее, рассказывает журналист, атомные подлодки и другие суда с атомной силовой установкой "утилизировали" в тайном порядке. Как правило, их полностью заполняли битумом, бетоном и другими консервирующими материалами, после чего они отправлялись на дно. Аналогичным образом происходила утилизация отработавших реакторов и контейнеров с радиоактивными отходами. Перед Новой Землей в Карском море, например, на глубине 33 метров лежит особо опасная бомба замедленного действия - затопленная три десятилетия назад советская атомная субмарина К-27 "Золотая рыбка". "Попадание в ее неисправный реактор всего нескольких литров воды вследствие коррозии, которой все это время подвергается металл, может запустить цепную ядерную реакцию, - предупреждает Людвиг. - Тогда "Золотая рыбка" превратится в достаточно мощную атомную бомбу". Такая же угроза, отмечает издание, исходит и от потерянной десять лет назад во время транспортировки на ремонт подлодки К-159. В ней, как говорится в материале, находится больше радиоактивного материала, чем в хранилище высокорадиоактивных отходов в немецком Ассе в Нижней Саксонии.
За последнее же десятилетие, продолжает Людвиг, многое изменилось в лучшую сторону. Поворотным моментом стал саммит "большой восьмерки" в Канаде, где было принято решение ассигновать России 20 млрд долларов на утилизацию еще советских запасов оружия массового поражения, в том числе и атомных подводных лодок. В рамках оговоренного в Канаде сотрудничества немецкое правительство заключило с Росатомом договор о помощи со стороны Германии при утилизации списанных субмарин. Всего на модернизацию судостроительной верфи "Нерпа", где и происходит разборка подводных кораблей, и строительство долговременного хранилища отработавших реакторов и радиоактивных отходов в бухте Сайда ФРГ выделила 600 млн евро.
В настоящее время, как подчеркивает издание, на специальной площадке для утилизации, построенной на немецкие деньги, с помощью немецкой техники и под руководством немецких инженеров, своей участи ожидают 54 реакторные секции, вырезанные из подводных лодок. Как раз сейчас происходит утилизация реактора подводной лодки К-19, получившей прозвище "Хиросима". В ближайшем времени завершится строительство "долговременного промежуточного склада", где, по словам заместителя руководителя проекта Керстена Мюллера, будет складироваться весь радиоактивный мусор со всего Кольского полуострова.
В Арктике, подытоживает Frankfurter Allgemeine, с утилизацией списанных АПЛ "все идет как по маслу". Это, поясняет Людвиг, стало возможным благодаря некоторым мерам предосторожности со стороны немецкой стороны: "В свое время Берлину удалось добиться того, что деньги, которые он выделял, пошли не российской госкорпорации "Росатом", а непосредственно компаниям-исполнителям. Да и то деньги они получили лишь тогда, когда немецкая сторона удостоверилась в том, что они действительно начали строительство". Таким образом, добавляет издание, у "российских чиновников отобрали возможность вмешиваться в работу, затягивать сроки и разворовывать средства".