"Отмечая свое присутствие где-то колючей проволокой, где-то - внезапным появлением зеленых знаков, сообщающих о начале "государственной границы", и еще где-то - прибытием бульдозеров, Россия дюйм за дюймом проникает все глубже в Грузию, оставляя все более затейливые метки границы, которую признают только Россия и еще три страны", - сообщает Эндрю Хиггинс в The New York Times.
"Пустынный горный район под названием Южная Осетия впервые объявил себя независимым от Грузии в 1990 году, но никто за его пределами не обратил особого внимания на это заявление, пока в августе 2008 года Россия не вторглась в него и не признала его претензии на государственность. Так эта территория присоединилась к Абхазии (на западе Грузии), молдавскому анклаву Приднестровье и востоку Украины, войдя в "замороженную зону" - подконтрольную России часть территории соседних государств, позволяющую препятствовать укреплению позиций НАТО или дестабилизировать страну в любой момент", - говорится в статье.
"Лидер Южной Осетии Леонид Тибилов сказал, что планирует провести референдум, вроде состоявшегося в 2014 году в Крыму, по вопросу, попросить ли Россию об аннексии, - передает автор. - Однако даже без референдума номинально независимая страна - уже российская территория во всех отношениях, кроме названия. У нее даже есть собственная служба безопасности, однако ее самопровозглашенные границы охраняются, главным образом, российской пограничной службой - подразделением Федеральной службы безопасности (постсоветской версии КГБ). В регионе находятся три российские военные базы с несколькими тысячами солдат. Не обладая никакой экономикой, помимо нескольких ферм, он выживает почти исключительно с российской помощью".
"Зеленые пограничные знаки, впервые появившиеся в прошлом году и продолжающие вырастать из-под земли по зигзагообразной границе, предупреждают, что "проход запрещен" через то, что названо "государственной границей". О каком государстве идет речь, не указано, хотя у местных жителей нет сомнений в его идентичности", - говорится в статье.
"Россия начинается прямо тут, - говорит один из них, указывая на свежую колею, отделившую его дом от грузинской земли. - Но кто знает, где будет начинаться Россия завтра или послезавтра. Если они продолжат двигать эту линию, однажды мы будем жить в Российско-Грузинской Федерации".
"Кястутис Янкаускас, глава наблюдательной миссии ЕС в Грузии, сказал, что трудно сказать, где именно пролегает граница. Ее никто не признавал и не согласовывал, и ее расположение зависит от того, какие используются карты. По его словам, Россия использует карту, составленную Генштабом советской армии в 1980-х годах, - передает автор. - Скачкообразное перемещение границы, вероятно, вызвано, главным образом, стремлением России привести то, что она считает государственной границей, в соответствие со старой советской картой. Пока движение происходит только вперед, часто - всего на несколько ярдов, но случаются и более крупные скачки".