45-летний полковник Алексей Михайлович Ковалев хорошо знает, что такое вести боевые действия на территории Афганистана. Он провел там два года в должности командира мотострелкового батальона (600 человек) и принимал участие в различных операциях против моджахедов. В настоящее время он возглавляет в Москве Ассоциацию ветеранов локальных конфликтов.
О тех годах ему напоминает легкая хромота (пуля раздробила ему коленную чашечку), три награды и многочисленные идеи, которыми он делится с улыбкой и безо всякого манерничанья. Его совет: не входить в Афганистан, а если вошли, то быстро оттуда уходить.
- Каков ваш опыт ведения боевых действий против моджахедов?
- Я находился в Афганистане с февраля 1987 по июль 1988 года. Я служил в Кабуле и несколько месяцев провел на севере, в Фаисабаде. В Кабуле моджахеды ежедневно открывали огонь по нашим войскам, и мы вступали с ними в бой. В Фаисабаде было легче, поскольку со всех сторон подходы к расположению наших войск были заминированы. Моджахеды могли нанести нам урон, лишь открывая огонь с гор. Тем не менее, за несколько лет до моего приезда в Фаисабад весь личный состав батальона был взят в плен и обезглавлен людьми Ахмад шаха Масуда. Когда мы участвовали в совместных операциях с просоветской афганской армией, наши союзники сразу сообщали об этом моджахедам. Это объяснялось тем, что правительство силой набирало людей в армию. Некоторые служили весь срок, однако другие исчезали с оружием и переходили на сторону противника. Войны в классическом ее понимании, когда одна часть ведет боевые действия против другой, не было. Характер действий афганцев состоял в организации засад и проведении диверсий. Наше командование сформировало несколько бригад специального назначения (спецназ), которые умели вести боевые действия, использую ту же тактику, что и афганцы. Это была война - кто кого перехитрит.
- С какими наиболее серьезными проблемами вам приходилось сталкиваться?
- Когда мне дали мой первый батальон, половина личного состава была больна гепатитом. Это бич этих мест, поскольку в стране нет питьевой воды. Обычно, чтобы приготовить чай, мы кипятили воду, однако во время операций это было невозможно. Солдаты, мучимые жаждой, пили воду из рек, и через две недели развивалась эта болезнь, которая является очень заразной. Заболевшие должны были соблюдать постельный режим, а оставшиеся - выполнять двойную работу. Были случаи, когда солдаты должны были по несколько недель бессменно стоять на посту: это означает, что они были вынуждены таскать на себе бронежилет весом 23 кг, каску и оружие - и это при температуре более 60 градусов на солнце. Некоторые падали без сознания. Афганцы не болели этой болезнью, поскольку у них выработался иммунитет.
- Может ли, по вашему мнению, американская операция завершиться успешно?
- Безусловно, нет. Что будут делать американцы? Подвергнут бомбардировке всю страну? Сейчас половина мужского населения вооружена, и никто не позволит американцам разгуливать по Афганистану, как у себя дома. Они будут убивать американских солдат, те ответят тем же, и начнется война. Бен Ладен находится на базе в Кандагаре, где в свое время мы потеряли больше всего солдат и техники. Там же находится и правительство талибов. Почему они избрали для этого Кандагар? Потому что там живут пуштунские племена, являющиеся основой их поддержки. Это пустынная местность, где воевать очень трудно, поскольку негде укрыться. Там есть подземные города, где можно верхом ездить на лошади. Эти базы можно очень эффективно использовать: моджахеды внезапно появляются из-под земли, наносят удар и исчезают. И никто не сможет найти нападавших. С другой стороны, афганцы воюют уже 20 лет, и они - хорошие бойцы. Американцы могут мобилизовать лишь резервистов, не имеющих опыта боевых действий. В ходе войны в Персидском заливе и в Югославии сухопутные войска не делали практически ничего. В Афганистане передвижения им могут дорого обойтись, поскольку все дороги заминированы. Там им придется иметь дело с засадами и нападениями с гор. Американцы будут вынуждены прибегнуть к использованию вертолетов, однако эти аппараты летают на низкой высоте и могут быть легко сбиты с горы или из ущелья с помощью обычного пулемета. У афганцев есть также ПЗРК "Стингер".
- Что можно предпринять против бен Ладена?
- Быть может, он еще находится в Афганистане, но в недоступном месте. В наше время мы называли "черными горами" естественные крепости, где можно скрываться долгое время и не быть обнаруженным. Американцы могут обнаружить эти "черные горы" с помощью своих информаторов и атаковать их. Однако у бен Ладена есть 3000 бойцов. Необходимо нанести разрушительный воздушный удар по тому месту, где он находится, а затем направить туда десантников. Следует просчитать цену, которую придется за это заплатить, сколько американцев погибнут в ходе этой операции.
- Так что, ситуация безвыходная?
- Это очень сложная ситуация. Думаю, что нужно оказать политическое и экономическое давление на все дружественные Афганистану государства, чтобы они выдали бен Ладена. Если американцы войдут в Афганистан, там они завязнут надолго. А если вторгнутся с воздуха и захватят несколько городов, то что они этим смогут достичь?