Почти у каждой международной нефтяной компании есть страшная история о деньгах, потерянных в России в 1990-е годы, но Москва вновь сближается с зарубежными нефтяными руководителями, и в Хьюстоне Россия обелила свою репутацию территории грязного бизнеса.
Американские компании, включая ExxonMobil, ChevronTexaco и ConocoPhillips опять интересуются страной, имеющей самые большие в мире запасы природного газа и богатые нефтяные месторождения.
Михаил Ходорковский, генеральный директор компании "ЮКОС-Сибнефть" и крупнейший акционер российского нефтяного гиганта, в понедельник на энергетическом саммите в Санкт-Петербурге вел встречу совместно с генеральным директором ChevronTexaco Дэвидом О'Рейли. Саммит США и России был частью проводимой Вашингтоном кампании по превращению российских поставок нефти и газа в альтернативу менее стабильным ближневосточным.
По слухам, ExxonMobil and ChevronTexaco, две крупнейшие американские нефтяные компании, борются за 25% акций "ЮКОС-Сибнефть". Стоимость этой сделки может достичь 12 млрд долларов.
Джозеф Станислав, президент бостонской консалтинговой фирмы Cambridge Energy Research Associates, говорит: "Всем хочется добраться до месторождений Восточной Сибири, где производство легко и дешево, а у ЮКОСа они есть".
ConocoPhillips, проявляющая интерес к газовой стороне, ведет с "Газпромом" переговоры о сделке по поставкам в США сжиженного газа. "Газпром" подтвердил, что ведет с ConocoPhillips переговоры об экспорте 10-15 млрд кубометров сжиженного газа. Впрочем, руководители отметили, что сделки с "Газпромом" обсуждали многие компании, но до сих пор все уходили ни с чем.
Пока далеко не ясно, кто станет следующим победителем после BP, купившей в этом году половину российской энергетической компании ТНК.
Гонка продолжается, поскольку зарубежные компании, включая Royal Dutch/ Shell, опасаются, что Россия может ограничить сделки с иностранцами.
ExxonMobil, заявившая вчера о продвижении своего проекта по разведке "Сахалин 3", признает, что заинтересована в расширении сферы деятельности в России.
"Россия - это место, где хочется присутствовать, место, где мы надеемся найти новые возможности", - говорит пресс-секретарь ExxonMobil Том Кирильяно.
По мнению аналитиков, миноритарный пакет - это не то, чего хочет ExxonMobil, но Кирильяно утверждает: "Все это сводится к экономике и имеющимся возможностям".
Одним из главных факторов привлекательности России является открывающаяся перед компаниями возможность заменить свои истощенные запасы. Это становится все труднее по мере роста компаний, но остается одним из основных показателей их успешности.
По словам одного из аналитиков, для ChevronTexaco, которой необходимо убедить инвесторов в том, что у компании есть ясная стратегия по увеличению производства и замене ресурсов, сделка была бы "трансформацией".
Россия также открывает возможность развития крупных инвестиций ChevronTexaco в Казахстане, в число которых входит трубопровод, проходящий по российской территории.
Но при рыночной капитализации в 77,3 млрд долларов - в сравнении с 245,5 млрд долларов ExxonMobil - ChevronTexaco борется с тяжеловесом, которому нужна "большая-пребольшая сделка для расширения резервов", говорит президент консалтинговой фирмы PFC Energy Робин Вест.
Аналитики сомневаются, что ChevronTexaco легко удастся довести до конца сделку с ЮКОСом. По мнению некоторых экспертов, сделка будет трудной для ChevronTexaco, поскольку любой компании, надеющейся купить часть российского гиганта, в конце концов придется задуматься об увеличении своей доли.
Наблюдатели отмечают, что BP рассматривала возможность партнерства с ЮКОСом, имеющим привлекательные активы, но остановила свой выбор на ТНК, которую сочла менее рискованным партнером.
Руководители ЮКОСа находятся под следствием в связи с убийством, и связь с этой компанией таит в себе риск для репутации, превышающий пределы разумного. И все же ExxonMobil и ChevronTexaco, а также их конкуренты продолжают паломничество в Москву, демонстрируя, насколько важны запасы российской нефти для индустрии, которой трудно выйти на новые рубежи, и правительства США, стремящегося уменьшить свою зависимость от нестабильности в мире.