От презрения, выказанного в отношении ООН генералом Де Голлем в 50-е годы, до выражения неколебимой приверженности ее целям Жаком Шираком Франция проделала большой путь. Отныне Организация Объединенных Наций - символ столь ценимой Парижем "многосторонности" - является, как показал иракский кризис, главной трибуной для французской дипломатии и тем местом, где Франция, не имея реальной мощи, обозначает свое влияние.
"Осторожность". Выступление Парижа в защиту ООН нельзя считать крутым политическим виражом, но оно венчает собой некую эволюцию, произошедшую в позиции Франции с 70-х годов. До того момента генерал Де Голль, очень ревностно относившийся ко всему, что касалось национального суверенитета, не выносил вмешательства ООН во внутренние дела страны: в 1945 году он отнесся к появлению этой организации "с симпатией, но не без осторожности". Он очень быстро разочаровался в попытках ООН вмешаться в алжирский кризис, который Париж считал исключительно своим делом. Когда конфликт в Алжире был урегулирован, отношения между Францией и ООН стали постепенно входить в нормальное русло. Хотя в свое время и президент Жорж Помпиду был возмущен тем, что ООН призвала Францию к порядку, требуя от нее прекращения ядерных испытаний.
"Франция считает, что такие многосторонние инстанции, как ООН, служат ее национальным интересам", - поясняет Паскаль Бонифас, директор Института международных и стратегических исследований. Наряду с другими странами - победительницами во Второй мировой войне, Париж располагает местом постоянного члена Совета Безопасности и правом вето. Эта привилегия делает Францию одним из "тяжеловесов" Совбеза и придает ей голос, не соответствующий ее реальному политическому весу.
"Зачем иметь атомное оружие после окончания холодной войны? Между тем это постоянное членство является одним из козырей Франции как участника международного сообщества", - отмечает Доминик Моизи, советник Французского института международных отношений.
Можно, однако, задаться вопросом о причинах привязанности Франции к организации, резолюции которой часто остаются чернилами на бумаге. Так, она продемонстрировала свое бессилие в иракском кризисе. В марте этого года, столкнувшись с угрозой использования Парижем права вето и стремясь избежать унизительного поражения в Совете Безопасности, Вашингтон решил обойтись без ООН, готовя нападение на Ирак.
"Это доказывает, что страна может воевать и без ООН, если эта страна - Соединенные Штаты, - отмечает Паскаль Бонифас. - Но в трудных условиях послевоенного периода Вашингтон понял, что для него было бы удобнее проводить решения через ООН". Подвергающаяся критике за свою неэффективность организация, в которую входит 191 государство, по-прежнему сохраняет легитимность, которая ставит ее в положение уникального арбитра. Вот почему к ней все чаще обращаются в периоды региональных конфликтов.
Союзники. Хотя Франция - как и другие европейские "тяжеловесы" - не может сравниться по мощи с Соединенными Штатами, ставшими ныне единственной сверхдержавой, она видит в ООН трибуну, позволяющую формулировать собственную, подчас противоположную позицию. Именно там она находит союзников в борьбе за торжество многополярного мира, контуры которого для нее прорисовываются уже сейчас.
"Чем больше Вашингтон ведет себя как доминирующая держава, тем больше Париж разыгрывает карту ООН, - отмечает Моизи. - Только Объединенные Нации могут играть роль противовеса США".