Все слышали о жилищном буме, но могильный бум?
В последние годы многие американцы модернизировали места, где они живут. Теперь некоторые из них повышают стандарты мест, где они намерены провести вечность. Владельцы кладбищ, вдохновленные поколением беби-бума, представители которого планируют похороны родителей или заранее готовятся к собственной кончине, составляют сметы на дорогие мавзолеи, где для улучшения настроения предусмотрены водопады, интерактивные технологии, часовни, бельведеры и даже кафе. Некоторые рекламируют компьютерные чипы, содержащие фото, биографии и даже голоса усопших.
Мавзолеи, известные со времен фараонов, - это здания, которые используют для захоронения человеческих останков. Внутри вдоль стен размещаются стеллажи с гробами, на многих из которых начертаны имена усопших. Представители похоронной индустрии утверждают, что большие, так называемые общественные мавзолеи, наряду с кремацией, становятся все более популярной альтернативой для людей, которым не нравится идея захоронения в землю.
Но если старинные склепы отличались мрачностью, навевающей дурные предчувствия, новые кажутся гораздо более приветливыми, декоративными и высокотехнологичными.
Лесной мемориальный парк в Калифорнии планирует построить трехэтажный общественный мавзолейный комплекс в стиле эпохи Возрождения. Здесь будет мавзолей на 2,7 тыс. склепов, сад статуй, зал на 800 мест для проведения похоронных служб, лекций и демонстрации фильмов, кафе с кофе и сэндвичами и музей с постоянной экспозицией произведений искусства, принадлежащих кладбищу. Зона склепов будет оснащена технологией, дающая посетителям возможность, нажимая кнопки на пульте, просматривать фотографии, историю жизни и даже прослушивать сообщения, записанные покойным, через компьютерные чипы, вмонтированные в склепы.
В Нью-Йорке руководство кладбища "Зеленый лес" предприняло строительство пятиэтажного мавзолея на 2,5 тыс. склепов стоимостью 16 млн долларов, который "больше похож на офисное здание, какие видишь на Манхэттене", говорит застройщик Лу Бортолин из компании Milne Construction Co. Предполагается, что мавзолей будет закончен в декабре. В нем будет стеклянная крыша, пропускающая естественный свет, и два водопада высотой в четыре этажа.
Общенациональный учет строительства мавзолеев не ведется, но компания Tribute Cos., предоставляющая кладбищам услуги по проектированию и возведению этих объектов, утверждает, что до 30% ее работы сегодня связано с похоронами над землей, количество которых по сравнению с прошлым годом увеличилось на 5-10%. По данным кладбища "Дом прерий" в Висконсине, продажи участков для надземных похорон за последние три года увеличились втрое.
Кладбища начали строить общественные мавзолеи, отчасти стремясь сэкономить место, так как многим из них стало не хватать земли. Представители похоронной индустрии говорят, что похороны в мавзолее, при всем соблюдении ритуала, обычно на несколько тысяч долларов дешевле традиционных похорон, где нужен внешний контейнер, в котором гроб опускают в землю, надгробие, плата за выкапывание и закапывание могилы и ее обслуживание.
Популярность надземных склепов - благо для индустрии, являющейся застойной отраслью. Ежегодное количество смертей растет, но незначительно. Между тем ущерб прибылям наносит то, что многие родственники склоняются к кремации, которая дешевле погребения, так как не требует большого участка и дорогого гроба. Размах мавзолейного строительства отчасти является попыткой получить свою долю в популярности кремации, добавив колокольчики и гудочки, привлекающие внимание родственников покойного и случайных посетителей кладбища.
Еще один фактор. "Дети беби-бума хотят для себя и своих родителей чего-то оригинального", - говорит Дуглас Кейстер, автор книги об архитектуре кладбищ.
Даже кладбища, никогда раньше не предлагавшие надземных похорон, поддались мавзолейному буму. Кладбище св. Петра в Норманди наводит последний глянец на общественный мавзолей на 760 склепов стоимостью 1,3 млн долларов, первый за 148-летнюю историю кладбища. Мавзолей, спроектированный чикагской компанией Mekus Studios Ltd., откроется в октябре. В нем будет двухэтажная стеклянная стена, через которую открывается вид на кладбище, и часовня.
Новая мода отражает появившуюся у американцев склонность делать погребальные церемонии более персонифицированными. Компания Tribute Cos. предлагает специальные ниши для футбольных фанатов, украшенные футбольными мячами, фотографиями стадионов с высоты птичьего полета и другой футбольной атрибутикой.
Место в мавзолее стоит от 1 тыс. долларов (за склеп на одного) до 316 тыс. долларов (на восьмерых).
Места в мавзолеях часто покупают заранее, иногда еще до того, как мавзолей построен. (В таких случаях предлагается значительная скидка.) Похоронная индустрия активно пропагандирует подготовку к похоронам. Некоторые кладбища кладут деньги на трехсторонние счета и используют их для строительства. Если покупатель умирает до завершения строительства, его тело временно помещают в другой мавзолей.