"Сэмюель Хантингтон, почтенный профессор Гарварда и влиятельный исследователь международных конфликтов, скончавшийся в 2008 году, более всего известен своей знаменитой книгой 1996 года "Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка". Он утверждал, что мир можно разделить на обособленные макрокультурные "цивилизации" - западную, православную, исламскую, индуистскую и так далее, на основе общего языка, культуры и религии. В мире после холодной войны, предсказывал он, конфликты будут корениться в этих культурных различиях", - пишет политолог Марк Лоуренс Шред в статье для The Washington Post.
"Тот факт, что модель столкновения цивилизаций не выдержала проверки опытом, является единственной причиной того, что политология долго ее игнорировала", - отмечает автор.
"Теперь, когда оживившееся НАТО противостоит и российским посягательствам на Украину, и боевикам ИГИЛ на Ближнем Востоке, зомби хантингтонизма вновь восстал из гроба, заражая экспертов во всем мире. Но правы ли они?" - задается вопросом политолог. ИГИЛ надеется построить исламский халифат и вести войну против всей западной цивилизации. Кремль утверждает, что Россия представляет собой "уникальную и самобытную цивилизацию", отмеченную "отказом от таких принципов, как мультикультурализм и толерантность", поддерживаемых Западом, говорится в статье.
"Означает ли это все, что нам следует выделить место для парадигмы Хантингтона в дискуссиях?" - задается вопросом Шред.
Поскольку конфликт в Ираке и Сирии, в основном, представляет собой случай, когда мусульмане убивают мусульман далеко от тектонических границ "исламской цивилизации", само ИГИЛ опровергает модель Хантингтона, как и формирование противостоящей ему трансцивилизационной коалиции западных и исламских государств, рассуждает автор статьи.
В наиболее пророческом пассаже Хантингтон изложил возможность того, "что Украина может расколоться вдоль линии тектонического разлома на два автономных образования, причем восточное присоединится к России". Он продолжает: "Как сказал один русский генерал [в 1992 году], Украина или, скорее, Восточная Украина вернется через пять, десять или пятнадцать лет. Западная Украина может идти к черту!"
"Тем не менее, такая усеченная униатская и ориентированная на Запад Украина была бы жизнеспособной, если бы ей оказывалась сильная и эффективная поддержка с Запада. Подобная поддержка, в свою очередь, вероятно, последует, только если отношения между Западом и Россией серьезно ухудшатся и будут напоминать отношения времен холодной войны", - цитирует Хантингтона Шред.
"Однако Хантингтон, собственно, утверждает, что этот исход весьма маловероятен", - отмечает автор статьи. "Если цивилизация имеет значение, - утверждает он, - то насилие между украинцами и русскими вряд ли возможно".
"Существует реальная опасность в попытке реанимировать мертвые идеи. Настало время позволить "столкновению цивилизаций" Хантингтона, наконец, упокоиться с миром", - утверждает политолог.