Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
24 сентября 2018 г.

Джеймс Марсон | The Wall Street Journal

У бедствующих американских фермеров новая забота - возрождающаяся Россия

Российский экспорт пшеницы переживает бум, поскольку местные фермеры наконец заявляют о себе, сообщает The Wall Street Journal.

Автор статьи Джеймс Марсон приводит в пример опыт Владимира Мишурова, превратившего остатки колхоза "Ленинский путь" в станице Отрадная в прибыльный бизнес. Мишуров заменил старое российское оборудование высокотехнологичными машинами от John Deere и других производителей, начал использовать новые удобрения и семена. Воспользовавшись в среднем низкими ценами на землю в России, он стал ее покупать и брать в аренду - в итоге у него около 3600 акров.

"Как и многие фермеры в США, он часто работал дни напролет и мало спал, особенно во время сбора урожая. Главное различие между Мишуровым и фермером американских Великих равнин в том, что для россиянина расходы ниже и в основном исчисляются в рублях, и в результате долларовая выручка от продаж за рубежом имеет значительно большую ценность", - отмечает журналист.

"Российское сельское хозяйство процветает на фоне многолетнего жесткого падения цен на зерно, - пишет Марсон. - За годичный период, закончившийся в июне, страна экспортировала более 40 млн тонн пшеницы - примерно на 50% больше, чем в прошлом году. Это также самый высокий уровень, которого какая-либо из стран достигала за последнюю четверть века. В 2016 году Россия, обогнав США, стала крупнейшим экспортером пшеницы и снова опередила США в 2018-м".

Конкуренция с Россией - еще одна болевая точка для американского сельского хозяйства, переживающего крупнейшую волну закрытия ферм с 1980-х. Из-за избыточного предложения цены упали почти вдвое по сравнению с пиковым уровнем 2012 года, и извлекать прибыль в долларах стало трудно.

"Торговые споры между США и Китаем, а также другими странами могут еще больше повысить привлекательность российской пшеницы, если крупные покупатели в отместку введут пошлины на американское зерно", - отмечается в статье. Пока что выдерживать конкуренцию даже в Мексике российской пшенице помогает "не торговая война, а экономика", считает Суитун Стилл, директор торгующей российским зерном швейцарской компании Solaris Commodities SA. Ее "качество стало лучше, и она дешевле", сказал Стилл.

Российские фермеры остаются в плюсе, когда доходы от экспорта конвертируются в рубли, поскольку российская валюта упала в цене. Они могут покрывать свои расходы в России и при этом продавать по более низкой цене, чем западные конкуренты. "Более дешевая российская пшеница выдавливает американское и европейское зерно из зависимых от импорта стран Ближнего Востока и Северной Африки, где Кремль в последние годы приложил военные и дипломатические усилия для расширения влияния", - пишет Марсон.

"В начале XX века Россия была крупнейшим в мире экспортером пшеницы. В Советском Союзе миллионы, в том числе многие наиболее успешные фермеры, были убиты и отправлены в тюрьму в рамках усилий по созданию системы коллективного сельского хозяйства, оказавшейся неэффективной. К 1970-м годам СССР был вынужден импортировать пшеницу. После распада Советского Союза в 1991 году колхозы, зачастую управляемые теми же руководителями без деловой смекалки и средств для инвестиций, столкнулись с проблемами", - описывает автор статьи.

По словам Андрея Бурдина, обрабатывающего землю, некогда входившую в колхоз "Рассвет коммунизма", рабочие "убивали время до тех пор, когда можно было пойти домой". "Сельское хозяйство было в тупике", - сказал он. В конце 1990-х российский земельный рынок стал открытым, но инвесторы обычно были далеки от земли и неохотно шли на риск. Мишуров, работавший главным агрономом в крупном сельскохозяйственном конгломерате, вспоминает, как говорил топ-менеджеру, что пестициды могут увеличить урожай ячменя почти на четверть. "Нет, Вова, и так достаточно", - ответил тот.

"Бурдин, которому 43 года, в 2005 году начал обрабатывать примерно 250 акров с помощью полуразвалившегося трактора и сеялки. Первые доходы он вложил в более эффективные транспортные средства и удобрения получше, а также расширил территорию, арендовав землю у соседей", - пишет Марсон. "Когда мы заработали первые деньги, я не стал покупать Mercedes или квартиру. Я их вложил в следующий сезон", - рассказал Бурдин.

Земля в этом регионе значительно дешевле, чем для многих западных конкурентов, говорится в статье. В Румынии земля сельскохозяйственного назначения почти втрое дороже, а в Айове и Канзасе - более чем впятеро.

"По словам Бурдина, российские семена и удобрения дешевле западных, несмотря на то, что в последние годы они стали значительно лучше, - пишет Марсон. - Он покупает семена пшеницы у государственного сельскохозяйственного института и на следующий год может сажать семена, полученные от этих растений. Многие американские фермеры используют дорогие высокоурожайные патентованные семена от таких компаний, как Bayer AG или DowDuPont Inc., которые не дают возможности сажать полученные семена и требуют от фермеров ежегодно покупать новые".

Кроме того, регион близок к черноморским портам, а стоимость бензина значительно ниже, чем в Западной Европе. У Бурдина и Мишурова есть также свои грузовики для перевозки зерна в Новороссийский порт. "В последние годы частные и государственные компании модернизировали свои зерновые терминалы и увеличили их пропускную способность. Фермеры могут с помощью мобильного приложения забронировать слот для своих грузовиков с зерном, в то время как по старой системе грузовикам приходилось целыми днями стоять в очереди", - сообщает Марсон.

По словам Бурдина, экспорт "может стать еще выше, если придумают, как отгружать больше". "В России это стало приоритетом. Президент Владимир Путин поручил чиновникам решить проблему ограничений в инфраструктуре, которые препятствуют экспорту. Что касается внутренних районов страны, попасть на внешние рынки зерну мешают большие расстояния, нехватка вагонов и зернохранилищ", - пишет журналист.

В этом году будет завершена модернизация одного из крупнейших терминалов в Новороссийске, и его мощности практически удвоятся. Другие компании анонсировали строительство или расширение терминалов на Черном и Балтийском морях и на Дальнем Востоке. По словам чиновников, к 2020 году экспортные мощности могут увеличиться на 50% до 7,5 млн тонн ежемесячно.

Мишуров может позволить себе коллекционировать советские автомобили и отдыхать на Мальдивах и в Таиланде, хотя, по его словам, он предпочитает оставаться дома. "Местные бедные деревни зависят от щедрости более состоятельных фермеров. Мишуров профинансировал реставрацию статуи Ленина в своей деревне и памятника местным жителям, погибшим во время Второй мировой войны, а Бурдин оплатил ремонт детского сада у себя в деревне", - говорится в статье.

Мишуров нанял 10 работников, трех охранников и повара. "Это много для нашей площади, но мы пытаемся сохранить рабочие места в деревне", - сказал он. Недавно приходил один мужчина выпрашивать ведро кукурузы для куриц - это был бывший глава колхоза.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru