До самого последнего момента перед русскими, которые обвиняли его в ликвидации Советского Союза и в том, что он вверг Россию в хаос и нищету 90-х годов, у Бориса Ельцина были три главные заслуги: он подарил постсоветским гражданам свободу, предотвратил гражданскую войну и кровопролитие, направил страну по пути рыночной экономики. За импульсивным человеком, поднявшимся на танк, за болезненным и незавершенным переходом демократии от Горбачева к Путину скрывался бесстрастный партработник, обратившийся в либерализм после исторического визита в США в 1989 году. "Когда я увидел в супермаркете, - написал он в своей автобиографии, - тысячи баночек, коробочек, бутылок и так далее, я впервые испытал откровенную, глубокую боль за нас. Держава, которая располагает огромными богатствами, опустилась до такой посредственности. Это страшно". Среди стеллажей американских мегамаркетов родился царь "семьи", расширенной за счет олигархов, которым он решил доверить экономическое восстановление империи, уже находившейся на грани краха. Эту кучку наиболее преданных, без лишних предрассудков людей Ельцин отыскал среди родственников и уже распущенных комитетов компартии и передал им национальное достояние, в обмен на травматический скачок из реального социализма в безудержный капитализм. Немногим удалось выжить после управляемой смены политического сезона, после загадочного восхождения к власти бывшего главы спецслужб. Кто-то оказался в тюрьме и показательно отправлен в Сибирь. Большинство бежали за границу с "награбленным" - миллиардами, накопленными за несколько лет и необходимыми для обеспечения безнаказанности и не обремененного никакими заботами существования.
Четыре бизнесмена являются символами ельцинской эпохи, которая запомнилась Москве драматическим дефолтом 1998 года. Идеологом колоссальных приватизаций стал Анатолий Чубайс, в то время вице-премьер и нынешний глава РАО ЕЭС. Ненавидимый народом, он единственный олигарх-технократ, которому удалось без потерь оказаться в центре власти. "Во всем виноват Чубайс", - так звучала фраза, произнесенная Ельциным, пожелавшим перенести на своего ставленника гнев соотечественников, разочарованных демократическими завоеваниями. Путин, который его опасается по причине его компетентности и поддержки со стороны приверженцев реформ, не сумел избавиться от него, даже закрыв глаза на пару покушений, совершенных "ностальгирующими националистами".
Архитектором нарождающегося энергетического всемогущества капитализма без всяких правил был между тем Борис Березовский. В то время как Ельцин угасал от запоя и сердечной недостаточности, нефтяной, газовый и медийный магнат ногой открывал двери Кремля. Он утверждал, что "только от капиталистической элиты мирового уровня может произойти средний класс постпролетарской буржуазии". Так за одно десятилетие Березовский и его подопечные, в числе которых была и дочь Ельцина Татьяна, накопили то, что Forbes продолжает считать "самым большим состоянием, собранным одним кланом в ХХ веке". Промышленные предприятия, нефтяные и газовые месторождения, разработки тяжелых и драгоценных металлов, воздушные компании и оружейные предприятия за одну ночь переходили от государства к более защищенным "бизнесменам"-захватчикам. Суть пакта была ясна: Ельцину - политика, Березовскому - экономика. Все изменилось накануне нового 2000 года, когда царь Борис объявил о своем уходе и о передаче полномочий Путину. Березовский надеялся, что ему отойдут власть и богатства, но позабыл о бывшем сотруднике КГБ. Березовский спасся, бежав в Лондон и превратившись из простого изгнанника, находящегося в розыске, в первого противника путинского авторитаризма. Но он ничего не сделал ради спасения своих бывших партнеров: Михаила Ходорковского и Романа Абрамовича.
Золотая парочка из второго поколения бэби-олигархов, "дети" Ельцина и Березовского выбрали разные пути. Ходорковский, основатель ЮКОСа и до 2004 года - самый богатый человек в России с состоянием в 15,6 млрд долларов, попытался спасти "семью" Ельцина путем финансирования оппозиции новому путинскому клану. Не исключая и прямого соперничества с Путиным через четыре года на президентских выборах. Он был арестован в результате зрелищного захвата на трапе личного самолета, приговорен к 13 годам тюрьмы за уклонение от уплаты налогов, депортирован к границам Монголии и лишен ЮКОСа, компании, разваленной судьями.
Абрамович оказался более гибким. Бывший глава "Сибнефти", хозяин "Челси" быстро переметнулся на сторону хозяина Кремля, согласившись разделить свое состояние (21 млрд долларов) с избранниками победившей номенклатуры: жителями Чукотки, затерянного на окраине страны края, губернатором которого он остается, с Православной церковью, с национальной сборной по футболу, директорами музеев, для которых он вынужден приобретать шедевры искусства, проданные за рубеж в коммунистическую эпоху. Политическая благотворительность в обмен на судебный иммунитет - вплоть до уступки курицы, которая несет золотые яйца. Питомец Ельцина, близкий друг и спонсор Татьяны и ее мужа, возглавляющего "Аэрофлот" и московский аэропорт "Шереметьево", понял на лету пару намеков Путина: с традиционной улыбкой на лице, на борту бронированной мега-яхты, он уступил за 13,1 млрд долларов "Сибнефть" "Газпрому", новому государственному энергетическому колоссу и сейфу Кремля.
За семь лет переход от Ельцина к Путину не завершился. Окружен и "предупрежден" Чубайс; обращенные в бегство Березовский и еще полсотни преданных сторонников "семьи" нашли убежище в Израиле, Лондоне, США и Канаде; арестован Ходорковский; изолированы Татьяна и члены "семьи"; куплен Абрамович; карта российской власти выглядит революционно. Накануне новой передачи власти после проведения президентских выборов в марте 2008 года и вынужденного отречения Путина третье поколение олигархов прекрасно выучило урок. Теперь можно продолжать накапливать миллиарды, но не "против", а в пользу новой "вертикали власти". У руководства стоит и останется Путин со "своим" "Газпромом". За ним стоят Олег Дерипаска, щедрый алюминиевый магнат с состоянием 21,2 млрд долларов, никелевый король Михаил Прохоров, едва успевший снять с себя обвинение во Франции в связи с делом о причастности к организации сети проституции, и раболепный Владимир Потанин, готовый открыть кошелек по первому звонку из Кремля. Дерипаска, друг Путина, но "сын" Ельцина, знаменитый головокружительными вложениями в яйца Фаберже, которые он вернул на родину, остается последним невидимым связующим политико-финансовым звеном между двумя эпохами. Вынуждены сделать шаг назад мэр Москвы Юрий Лужков и его жена Елена Батурина, миллиардеры, которых терпят в обмен на реконструкцию и безопасность столицы. Время скандалов прошло. В России одни лица пришли на смену другим, но жажда у них все та же. Пророчество Ельцина сбывается при Путине: "Огромная страна находит равновесие на лезвии бритвы, и никто не знает, что произойдет завтра".