Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
24 апреля 2007 г.

Кэтрин Гриффитс | The Telegraph

Россия врывается на атомный рынок

Ежегодный Российский экономический форум в Лондоне обычно является для богатых бизнесменов и журналистов поводом пожить в свое удовольствие, но в этом году у участников нет настроения ходить на вечеринки.

Президент Путин, по слухам, многим велел не ехать из-за кислой атмосферы между Лондоном и Москвой в связи с известным диссидентом Борисом Березовским, смертью бывшего офицера КГБ Александра Литвиненко и планами размещения нового противоракетного щита в Восточной Европе.

Но для многих представителей быстроразвивающихся российских отраслей начавшийся вчера форум - это интермедия, сдобренная шампанским. Российские компании, стремящиеся расшириться на Запад, заключают сделки с головокружительной скоростью.

Нет другого сектора, в котором это было бы заметнее, чем в энергетике. А на переднем крае российских амбиций стать доминирующим глобальным энергетическим игроком находится стратегия по расширению в атомную энергию.

У России есть амбициозный двусторонний план. Она хочет построить новые атомные электростанции дома, одновременно обеспечив себе место в волне атомной экспансии, катящейся по миру от Британии до Китая.

Есть все признаки того, что Россия имеет в виду Западную Европу, наряду с Азией и Ближним Востоком. Однако результаты опроса YouGov, опубликованные в выходные, показывают, как трудно будет России захватить плацдарм на мировой арене.

Исследование показало, что лидеры британского бизнеса с подозрением относятся к тому, что российские энергетические гиганты "Газпром" и "Роснефть" покупают компании в Британии. Анализ слухов наводит на мысль, что страхи перед российской экспансией, когда речь идет об атомной сфере, еще сильнее.

На самом деле у России уже есть процветающий бизнес в определенных областях атомного сектора.

Джон Лардж, возглавляющий атомную консалтинговую фирму Large and Associates, заявил, что наследие России как военной ядерной державы, которой нужен высокообогащенный уран, означает, что она имеет "огромные возможности" на рынке топливных поставок.

Страна является важным мировым поставщиком урана, который обогащается до низкого уровня, пригодного для гражданского, а не военного применения.

Россия также "получает ядерные отходы из европейских источников, прежде всего из Франции, и это преимущественно опыт захоронения", сообщил Лардж.

Однако, чтобы Россия могла заняться более заметным расширением своего атомного плацдарма и строить новые АЭС, ей необходимо преодолеть наследие самой страшной в истории атомной катастрофы.

Огромный взрыв на Чернобыльском атомном реакторе в 1986 году унес много жизней и оставил рубец на российской национальной гордости. Он также на 20 лет заморозил развитие новой ядерной технологии.

Есть признаки того, что Россия движется вперед. Отчасти для того, чтобы сохранить свои нефть и газ для привлекательных экспортных рынков и выполнить свои экологические обязательства по Киотскому протоколу, Россия планирует построить дома около 35 новых АЭС к 2020 году. В настоящий момент на долю АЭС приходятся 16% от объема производства электроэнергии.

Пресс-секретарь Росэнергоатома - организации, осуществляющей надзор за внутренним использованием ядерной энергии в России, заявил, что доля ядерной энергии вырастет до 20% всего производства электроэнергии к 2020 году и примерно до 30% в более поздние сроки.

На прошлой неделе Россия также запустила новаторскую схему по превращению атомных подводных лодок советской эпохи в плавучие энергетические баржи, которые будут буксировать в отдаленные районы страны, чтобы снабжать их энергией.

Чтобы сделать программы нового строительства жизнеспособными, России нужны ядерные специалисты. Многим российским физикам-ядерщикам за пятьдесят, и много лет после Чернобыля эту дисциплину практически не преподавали в университетах.

Теперь ситуация меняется, и университетам выделяют деньги на подготовку нового поколения выпускников, которые будут работать в растущих российских энергетических компаниях, желающих прорваться в ядерный сектор.

Эндрю Мичелмор, генеральный директор энергетического конгломерата En+, одной из компаний, контролируемых олигархом Олегом Дерипаской, заявил: "Мы способствуем финансированию преподавания ядерных специальностей в университетах России, чтобы знания не были утрачены, когда в ближайшие годы нынешнее поколение инженеров выйдет на пенсию".

Эти новые мозги не только принесут пользу планам России по диверсификации ее внутренних энергетических поставок, но и дадут ей возможность осуществить свои амбиции за границей.

Россия уже помогает Ирану строить гражданский атомный реактор в Бушере. Хотя к сделке относятся неоднозначно, электростанцию разрешила ООН, и иностранный технический опыт считается важным для предотвращения атомной аварии в будущем.

Россия уже строит АЭС в Индии и в Тайване и участвует в перспективном тендере на строительство новых АЭС, которые Китай планирует на своей материковой территории.

Совсем недавно Россия получила контракт на строительство электростанции в Белене, Болгария. Сергей Кириенко, глава российского агентства по атомной энергетике Росатом, заявил по поводу болгарской сделки: "Без преувеличения можно сказать, что она свидетельствует о возвращении России на европейский рынок ядерных технологий".

Другие нервничают сильнее, полагая, что Россия использовала свое влияние единственного поставщика газа в Болгарию для завоевания своих позиций, и считают сделку очередным признаком растущего стремления России к энергетическому империализму.

Впрочем, один ведущий эксперт заявил: "Будет ли Россия использовать свое положение в нефтегазовых поставках, чтобы дать в нагрузку атомные, особенно бывшим сателлитам? Да. Но так же поступили бы и американцы".

Аналитики считают, что России еще предстоит пройти большой путь, прежде чем ее начнут принимать всерьез как претендента на участие в будущей программе строительства АЭС в Британии и тем более в США.

Лардж заявил: "Российская технология была разработана в военных целях. Запад начал так же, но в конце 1960-х и начале 1970-х перешел к гражданским целям. В европейской системе действуют сложные требования безопасности. России будет очень трудно конкурировать".

По словам энергетических экспертов в России, сделаны большие изменения. Новые реакторные проекты разрабатываются в элитных научных учреждениях, и Россия может завоевать доверие за границей, работая с иностранными партнерами, что является обычной практикой в атомном секторе.

Одним из препятствий для России является то, что, хотя в настоящий момент у нее имеются запасы высокообогащенного урана, оставшегося от военного прошлого, у нее практически нет залежей урана. Это может быть проблемой, так как многие страны на рынке для атомных реакторов хотят именно гарантий атомной энергии на 20 лет вперед.

Впрочем, эта трудность не является непреодолимой.

Франция, у которой тоже нет урана, является одним из крупнейших в мире ядерных игроков, получая уран через партнерство с другими странами, богатыми полезными ископаемыми. Естественным партнером России будет Казахстан, которому принадлежат около 15% мировых запасов урановой руды.

В настоящий момент российская атомная отрасль в основном национализирована. Это положение, вероятно, изменится, так как "Газпром" и другие растущие энергетические гиганты считаются возможными кандидатами на осуществлении атомных амбиций России.

Один из наблюдателей отметил, что 10% урана, используемого в США, изначально имеют российское происхождение и получены из боеголовок - этот факт мало известен в стране. Однако кое-кто считает, что пройдет не так много времени, прежде чем Россия станет более заметным игроком на атомном рынке.

Источник: The Telegraph


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru