Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
24 апреля 2018 г.

Обзор прессы | InoPressa: тема дня

Армения: как уходить, пока не стало слишком поздно

Отставка Сержа Саргсяна - редкостная победа гражданских протестов в бывших советских республиках; Саргсян решил не подавлять протесты силой, в отличие от Януковича, пишет WSJ. Путин прижмет любого, кто станет преемником Саргсяна, не сомневается The Washington Post, но "армяне нанесли удар по его политической модели". Политолог Сергей Марков сказал The Daily Beast, что "госпереворот в Армении проплатил Сорос" и что "Москву армянская революция шокировала".

Президент Армении Серж Саргсян был верным клиентом Путина, но он недооценил своих граждан, когда попытался воспроизвести классический путинский маневр, пишет в редакционной статье The Washington Post.

"Поскольку конституция ограничивает президентство двумя сроками, он протолкнул конституционную поправку, передающую большинство исполнительных полномочий премьер-министру, а затем добился того, что парламент назначил на этот пост его самого (хотя годами отрицал такое намерение), - сообщает издание. - Результатом стали 11 дней нарастающих массовых демонстраций, которые в понедельник вынудили Саргсяна отказаться от поста".

"Неясно, приведет уход Саргсяна к настоящим переменам в правительстве Армении или к изменению ее раболепной позиции по отношению к Кремлю", однако народное восстание наносит удар по путинской авторитарной политической модели, полагает издание.

"По правде говоря, можно с уверенностью сказать, что администрация Трампа не имеет никакого отношения к событиям в Армении", - говорится в статье.

"Армян заставили выйти на улицу не иностранные провокации, а тот факт, что ставка Саргсяна на Россию не оправдалась", - считают авторы. При Саргсяне экономика пребывала в стагнации, около 10% населения покинуло страну, 30% армян оказались за чертой бедности.

Путин прижмет любого, кто станет преемником Саргсяна на посту премьер-министра, не сомневается издание. Возможно, это усилит сопротивление армян "бандитской, коррумпированной и экономически провальной модели, иными словами - путинизму".

"Премьер-министр Армении ушел в отставку, капитулировав перед протестующими в стране, связанной прочным альянсом со своим бывшим советским владыкой - Москвой", - пишет журналист The Wall Street Journal Томас Гроув.

"Отставка Сержа Саргсяна - редкостная победа гражданских протестов в бывших советских республиках, и она может снизить вероятность дальнейшей нестабильности в ареале напряженности близ южной границы России", - полагает автор статьи.

Спокойствие было сохранено благодаря тому, что Саргсян решил не подавлять протесты силами полиции. Автор противопоставляет это действиям Виктора Януковича в 2013-2014 годах на Украине.

"Для Москвы важнее то, что на акциях протеста избегали оспаривания геополитического курса Армении, глубоко укорененной в сфере влияния России. Россия среагировала с необычной сдержанностью на смену власти в регионе, который она считает стратегическим "задним двором", - говорится в статье. Дмитрий Песков назвал эти протесты внутренним делом Армении.

"Россия и связанный с Россией бизнес контролируют значительную часть армянской экономики, и отставка Саргсяна вряд ли приведет к крупным изменениям курса", - прогнозирует Гроув.

"Когда в какой-нибудь постсоветской стране, союзнице России, свергают лидера в результате уличных протестов, аналитики от Вашингтона до Москвы делают геополитические выводы быстрее, чем успеваешь произнести "Джордж Сорос", - иронизирует Томас де Вааль из Carnegie Endowment for International Peace (экспертно-аналитический центр, США. - Прим. ред.). "Но иногда, как было в Армении в последние несколько дней, протесты, которые привели к свержению правительства, - это только протесты, которые привели к свержению правительства", - пишет он в статье для Foreign Policy.

"Падение Саргсяна не связано с геополитикой. Самое большее, это признак того, что постсоветские режимы не такие прочные, какими кажутся на расстоянии, и что старые режимы региона вполне могут распасться мирно, без какого-либо толчка извне", - рассуждает де Вааль.

С 1999 года в стране доминировала Республиканская партия Армении - и два человека, некогда близкие друзья - Сарсгян и Роберт Кочарян - занимали должность президента. В апреле завершился второй и последний президентский срок Саргсяна, что поставило правящую группировку в затруднительное положение.

В 2014 году Саргсян заявил, что он не станет занимать должность премьер-министра. В текущем месяце он, тем не менее, стал премьером - из-за своего лицемерия и желания закрепить за собой власть навсегда или потому, что этого от него требовала правящая элита, говорится в статье.

"События 23 апреля касаются не только одного человека. Это плоды системы, сформированной за два десятилетия, в которой смешались бизнес и политика, а многие преступные личности и ветераны Карабахского конфликта поставили под свой контроль прибыльные сектора экономики", - поясняет де Вааль.

"В этом отношении Армения не отличается от других постсоветских государств, таких как Россия, Белоруссия и Азербайджан. Ахиллесова пята армянского режима - отсутствие решимости подавлять протесты силой - также делает ему честь", - пишет автор.

"Непопулярный в Армении Серж Саргсян поддался давлению многодневных протестов. Это сигнал, который идет далеко за пределы Армении, однако проблемы страны остаются нерешенными", - пишет журналист Neue Zürcher Zeitung Маркус Акерет.

"Никол Пашинян был прав. Я ошибся", - вряд ли кто-либо из демонстрантов, протестовавших против рокировки на верхушке власти, мог ожидать подобного признания от премьер-министра. Заявление Саргсяна вызвало в Ереване ликование, многие плакали: главная цель протестов достигнута.

"Довольствуются ли демонстранты уходом нелюбимого президента, который раздал рычаги управления в политике и экономике своим верным друзьям, покажет время. Однако в вопросах экономического кризиса, высокой безработицы и отсутствия перспектив для воодушевленной и амбициозной армянской молодежи быстро ничего не изменится", - полагает Акерет. На парламентских выборах год назад оппозиционный блок Пашиняна "Елк" ("Выход") получил только 7%, замечает автор.

Российские политологи называли поведение Пашиняна и демонстрантов бесцеремонным. Автор возражает: прежде всего, речь шла о нарушенных обещаниях и бесцеремонности людей, стоящих у власти в Армении. Аналитики также неправильно сочли, что протест окажется безрезультатным. Пришлось убедиться в своей неправоте и тем "экспертам", которые считали, что время мирных протестов в постсоветском пространстве прошло, говорится в статье.

Наблюдатели в Ереване удивлены, как мало протесты удалось превратить в средство геополитической игры. "Экономическое и политическое влияние России многие жители Армении считают слишком большим, однако это влияние помогает выжить в неприветливом окружении - ввиду вражды с соседними Турцией и Азербайджаном. С Азербайджаном фактически ведется война из-за неразрешенного конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Сближение с Европой было бы желательным для Еревана, но, вероятно, не за счет отношений с Москвой", - пишет автор.

"Президент Армении Серж Саргсян во многом был образцом постсоветского авторитарного правителя", - пишет корреспондент The Daily Beast в Москве Анна Немцова.

Армяне критиковали его за злоупотребление полномочиями, жестокие преследования оппозиции, манипулирование объективными фактами или их игнорирование. Саргсян 10 лет цеплялся за президентское кресло, упустив момент, когда еще можно было уйти хоть с каплей достоинства. "Поэтому то, что случилось с Саргсяном, теперь важный пример для всех постсоветских стран, - считает журналистка. - Настал день, когда вся Армения восстала против него. Не сработала ни его уловка сделать себя премьер-министром (как однажды сделал Путин), ни приказ о массовых задержаниях, ни угрозы разрушить жизнь своих критиков".

Даже Москва, всегда поддерживавшая правление Саргсяна, хранила молчание и занимала нейтральную позицию, в то время как тысячи студентов, пенсионеров, священников и солдат в течение 11 дней безостановочно скандировали: "Отвергни Сержа!".

"У нас была очень простая повестка - мы отвергли Саркисяна, и никто не думал о Москве. Мы протестовали против политики в Армении, против Саргсяна, - сказал The Daily Beast армянский политолог Артур Паронян. - Кремль не вмешивался, не нарушал ход нашего революционного процесса, опасаясь просчитаться, как на Украине".

"Мария Захарова из МИД России, обычно критикующая антиправительственные протесты, воздала должное сплоченности армянского народа в трудной ситуации", - отмечает Немцова. "Армения, Россия всегда с тобой!" - написала она в Facebook.

Но не все в Москве радуются результатам новой "бархатной революции". Прокремлевский аналитик Сергей Марков сказал The DailyBeast: "Все цветные революции устраивают американские структуры: на Украине это было ЦРУ, а в Армении - Джордж Сорос, он проплатил этот госпереворот, серьезное нарушение демократии".

По его словам, Москву армянская революция шокировала. "Это невероятная новость, но наши государственные каналы передают из Еревана очень короткие и скудные репортажи, потому что просто не знают, как реагировать", - признал Марков.

Независимый наблюдатель Сара Ходжоян отметила: "Саргсян проявил себя как человек, способный покинуть свой пост. Для других лидеров это пример того, как уходить в отставку, пока не стало слишком поздно".

Также по теме:

Между Турцией и Арменией холод надувает с востока (Libération)



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru