"Ну вот, началось: акции падают, на валютных рынках хаос, цены на нефть обваливаются, обжигая пальцы спекулянтам, которые поставили заемные деньги не на тот вариант", - пишет журналист The Guardian Ларри Эллиотт. Он прогнозирует: "Снижение цен на сырье еще более снизит инфляцию по сравнению с целевыми уровнями, а ослабление валют развивающихся рынков выльется в "экспорт" дефляции на Запад".
Эллиотт считает, что кризис назревал давно. Он ссылается на мнение американского экономиста Томаса Пэлли: текущая экономическая система "осталась без изменений и исчерпала себя".
"В 2007 году глобальная экономика зашла в тупик, потому что полагалась на американских потребителей как на "палочку-выручалочку", - пишет автор. Рост реальных доходов в США был ничтожным, американцы наращивали потребление благодаря кредитам и надеялись удержаться на плаву благодаря повышению цен на жилье. Когда же "пузырь" в недвижимости лопнул, грянула катастрофа.
По мнению автора, после кризиса 2007-2009 годов мир не особо изменился. В США количественное смягчение в течение шести лет создавало повышательные тенденции на рынках ценных бумаг в период, когда экономический рост был вялым, а рост производительности - еще слабее. Никто не пытался устранить главную структурную проблему последних 30 лет - разрыв связи между производительностью труда и зарплатой. Имущественное неравенство возросло.
Казалось, что выручит Китай как потребитель. "Но, как и в США, китайский бум в чрезмерной мере объяснялся неустойчивым накоплением долгов", - говорится в статье.
Сегодня на Западе потребителей поощряют пользоваться низкими процентными ставками, чтобы залезать в новые долги. Китай предпочитает более сбалансированный и медленный рост. Каждая страна полагает, что должна наращивать свой экспорт, и готова ради этого разорять соседей. По мнению Эллиотта, эта модель может кое-как работать лишь до тех пор, пока процентные ставки остаются минимальными, а котировки активов - повышательными благодаря количественному смягчению.
Кризис 2007-2009 годов должен был научить политиков, что необходимо международное сотрудничество в сфере экономической политики, увеличение инвестиций в инфраструктуру и профессиональные навыки. Он указывал на нежизнеспособность модели, основанной на росте неравенства, и опасность бесконтрольных потоков капитала. "Но, очевидно, этот урок был недостаточно болезненным", - заключает автор.