Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
24 августа 2015 г.

Маша Гессен | The New Yorker

Драгоценные покойники возвращаются в Россию

"В последнюю четверть века Россия то и дело пытается вернуть домой прах своих эмигрантов, почивших десятки лет назад. В нескольких случаях ей это удалось - и каждый такой успех шумно праздновался в России как победа в битве за историю", - отмечает Маша Гессен в New Yorker.

В фильме "Президент" ("парад побед, которые Путин одержал для России", как пишет журналистка) Никита Михалков назвал перезахоронение на родине белого генерала Антона Деникина и философа Ивана Ильина с женами "началом окончания ужасающей гражданской войны". Гессен возражает: "На самом деле цель последней российской версии истории - не закончить ту гражданскую войну, а вычеркнуть ее из памяти. Эта новая история бесшовна: от Петра Великого через Иосифа Сталина к Владимиру Путину - преемственность великих вождей, не прерванная никакими революциями и отказами от власти".

"Вот почему внук другого руководителя Белого движения, генерала Петра Врангеля, не позволил перевезти останки деда в Москву из Белграда, где они покоятся с 1928 года", - полагает Гессен. "Только эта семья не простила и не забыла", - считает журналистка.

"Перемещение праха с места на место - не единственный способ, которым Россия наживается на своих покойных классиках, героях и генералах. В ноябре 2013 года Кремль провел диковинное собрание потомков поэтов и писателей, в том числе Толстого и Пушкина, - говорится в статье. - В церемонии открытия Олимпиады в Сочи был использовал образ Набокова, жившего и умершего в изгнании. А в апреле 2015 года официальная газета российского Министерства культуры опубликовала воображаемое интервью с русским композитором XIX века Петром Ильичом Чайковским, в котором он заново признался в любви к России и опроверг свою любовь к мужчинам. "На меня находит иногда сумасшедшее желание быть обласканным женской рукой", - "сказал" в виртуальном интервью как бы переставший после смерти быть гомосексуалистом композитор".

"Самые умные из великих русских людей догадались принять меры предосторожности, чтобы Кремль не смог присвоить их после смерти", - сообщает Гессен, упоминая о совместном завещании Майи Плисецкой и Родиона Щедрина, в котором супруги распорядились, чтобы их прах развеяли над Россией. "Однако это не помешает какой-нибудь русской газете взять интервью у великой балерины когда-нибудь потом", - саркастически замечает журналистка.

Источник: The New Yorker


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru