Размещенная в июне в Facebook фотография, на которой президент Чечни Рамзан Кадыров гладит принадлежащего ему скакуна Дэшинг Хоум, на самом деле сделана намного раньше. Дело в том, что чеченский президент давно уже не может гладить своего грациозного скакуна, поскольку включен в "черный список" ЕС, запрещающий въезд в Евросоюз, а жеребец не может покинуть Европу и участвовать в скачках, пишет Андреас Маиш в Tagesanzeiger. Именно это, во всяком случае, предписывает постановление ЕС номер 269/2014 от 25 июля прошлого года: оно запрещает лицам, "ставящим под угрозу безопасность Украины", пользоваться их "экономическими ресурсами" для зарабатывания денег. Оставшиеся в Европе лошади Кадырова являются таковыми с юридической точки зрения, хотя все это дело не столь однозначно, говорится далее. Скакуны Кадырова продолжают участвовать в скачках - правда, не в Германии, а в Чехии. Так как же это получается?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно начать издалека, пишет Маиш. Так, при введении антироссийских санкций в связи с вторжением в Крым и войной на востоке Украины, помимо "черного списка", речь шла о замораживании банковских счетов и недвижимости. Всего санкции были введены против 150 человек и 37 организаций. Однако "добыча" оказалась скудной: либо у лиц, на которых наложены санкции, не было никакой собственности на территории Евросоюза, либо ее невозможно было найти. По крайней мере, в 11 из 28 государств ЕС не было найдено никакого имущества - ни цента. К примеру, в Германии удалось обнаружить только 124 тыс. евро, в излюбленном месте русских для покупки недвижимости - Великобритании - общая стоимость имущества, принадлежащего попавшим в "черный список" россиянам, составила всего 2,5 млн фунтов. "Кадыровские скакуны могли бы стать самым настоящим успехом, если бы не одна деталь: отнюдь не все страны в равной мере соблюдают столь однозначные санкции против России", и это видно на примере скачек.
"История берет свое начало в Германии, - рассказывает автор. - Когда ЕС в июле 2014 года включил чеченского президента в "черный список", его лошадей тренировали на ипподроме Кёльн-Вайденпеш. На протяжении двух месяцев ничего не происходило. И только в сентябре министерство экономики ФРГ обратило внимание на участие кадыровских скакунов в скачках, и Таможенная служба по борьбе с контрабандой в городе Эссен начала расследование. До этого момента Дэшинг Хоум успел поучаствовать в двух турнирах, в Гамбурге и Кельне, и выиграть 11 тыс. евро. В сентябре тот же скакун, выступая на скачках в Баден-Бадене, принес в "кассу" Кадырова еще 1,5 тыс. евро. Еще один жеребец президента по кличке Зазу также принимал участие в скачках вплоть до октября". Получается, что прошло немало времени, прежде чем эти активы были "заморожены", говорится в статье.
Поиск ответственных за это - не простое занятие. Власти и устроители соревнований сваливают вину друг на друга. Дирекция Vollblutzucht&Rennen, регистрировавшего лошадей на скачки и управляющего призовым фондом, отказывается признавать вину. Директор одного из подразделений Рюдигер Шманс утверждает, что министерство экономики проинформировало дирекцию о запрете на участие для кадыровских скакунов только 1 октября. Не хотят быть виноватыми и в министерстве - там говорят, что все были проинформированы о санкциях в официальном бюллетене ЕС, передает корреспондент.
Скакуны Кадырова принимали участие в соревнованиях еще и во Франции. В середине августа 2014 года Альдар, заняв во французском Довиле 5-е место, принес хозяину призовые в размере 1250 евро, 19 октября этот жеребец вновь вышел на старт на ипподроме Longchamp в Париже, говорится в статье.
"Между тем произошедшая в Германии и Франции задержка с исполнением санкций - только первая часть этого санкционного фарса, - продолжает автор. - Весной по распоряжению Кадырова скакуны были перевезены в Чехию, а там действуют иные правила, и они продолжают приносить призовые". К примеру, на проходившем 19 июля турнире в Братиславе Дэшинг Хоум занял 2-е место.
Чехи интерпретируют постановление ЕС 269/2014 иначе, чем немцы. В чешском министерстве финансов сообщили, что "оно обращается с собственностью персон, попавших под санкции, таким образом, чтобы ее стоимость не уменьшалась". Свое решение Минфин объяснил тем, что "рестриктивные меры не являются наказанием", а деньги, которые лошади выигрывают на скачках, идут на их содержание. В том случае, если выигрыш будет превосходить расходы на содержание, он будет конфискован на территории Чехии.
Эксперт по санкциям Лотар Харингс усматривает в участии лошадей в скачках явное нарушение санкций: "По моему мнению, участие в соревнованиях противоправно, так как это выходит далеко за рамки простого сохранения имущества и приносит прибыль. Если попытаться пояснить на примере производственных станков, которые якобы необходимо сохранить, да еще и так, чтобы они не потеряли в цене, по аргументации Чехии получается, что можно сохранять целые отрасли промышленности". По мнению юриста, ЕС теперь будет обязан начать процедуру против Чехии о нарушении санкций, передает издание.