Это была картина, которая врезалась в память: полуголые дети в одном нижнем белье, некоторые в крови, бежали по улице и жадно набрасывались на бутылки с водой, которые им протягивали солдаты и милиционеры. Был полдень 3 сентября, и начинался финал бесланской трагедии - спустя два дня после того, как террористы захватили школу номер 1 во время празднования начала учебного года.
Мужчины, которых было по крайней мере 30, и две женщины, вооруженные автоматами, гранатометами и взрывчаткой, пришли почти все из Чечни и соседней Ингушетии. За освобождение заложников они на видеокассете потребовали немедленного прекращения войны в Чечне и вывода российских войск.
Правда, российская общественность не узнала об этом требовании, так же как не узнала о том, что террористы захватили более 1200 человек. Как и во время "Норд-Оста" октября 2002 года, кризисный штаб решил скрывать или лгать. Представитель президента Северной Осетии и представитель ФСБ сначала говорили о 130, затем о 354 заложниках.
В школе террористы загнали большинство заложников в спортзал. Нескольких мужчин расстреляли, в том числе и на глазах других заложников. В зале стало так жарко и душно, что многие разделись до нижнего белья. Кризисный штаб, которым, судя по всему, руководил Николай Патрушев, отверг переговоры о Чечне. В ответ террористы отказались принимать продукты и запретили заложникам пить.
В ближайших школах спецназовцы тренировались для штурма. Но он явно не был запланирован на тот момент, когда он действительно начался в полдень 3 сентября. Судя по всему, все началось, когда в спортивном зале случайно взорвались две из заложенных террористами бомб. Выжившие заложники начали вылезать через выбитые окна, террористы открыли огонь, российские подразделения начали неподготовленный штурм. Когда террористов убили, школа превратилась в руины. Погибло по меньшей мере 330 заложников, в том числе 156 детей.
Похоже, что многие погибли, поскольку российские подразделения использовали зажигательные гранаты, которые вместо окопавшихся террористов попали в спортзал и превратили его в море огня. Эту деталь, которую власти продолжают скрывать от россиян, раскрыла "Новая газета".
По словам заместителя генпрокурора России, 21 из 31 убитого террориста опознаны. Их имена держатся в тайне. Чеченец Нурпаши Кулаев был пойман живым.
Три следственные комиссии
Большинство террористов были чеченцами, многие - ингушами, среди них, вроде бы, были также россияне, украинец, грузин, турок и саудовец. По словам выживших, по крайней мере некоторые террористы полагали со слов их предводителей, что идут захватывать отделение милиции.
Выжившие рассказали региональной следственной комиссии, что террористов было не 32, а около 50. До сих пор однозначно не ясно, кем был тот "полковник", который командовал террористами.
17 сентября ответственность через интернет взял на себя чеченский полевой командир Шамиль Басаев.
Даже спустя три месяца после трагедии многие детали не ясны. Хотя Бесланом занимаются как минимум три следственные комиссии, если судить по результатам проведенной до сих пор работы, острые подробности не станут известными никогда. Вместо этого Александр Торшин, председатель ведущей московской следственной комиссии, 27 ноября фантазировал, что якобы иностранные спецслужбы участвовали в организации захвата заложников. Родственников погибших такие отговорки не устраивают.
Около 800 родственников и жителей Беслана в открытом письме Путину горько пожаловались на распространение лжи и потребовали расследования при участии иностранных наблюдателей. Они также потребовали наказать высокопоставленных чиновников, ответственных за трагедию.
В их письме дословно говорится: "Если Вы, господин президент, не примете меры, трагедии продолжатся. Если после такой трагедии Россия не изменится, то у этой страны нет будущего!"