Российские правозащитники полны оптимизма. "Нам сегодня легче, чем раньше, - цитирует председателя Московской Хельсинкской группы Людмилу Алексееву Frankfurter Rundschau. - В СССР власти преследовали нас, и закон был на их стороне. Власть сегодня, если она предпринимает что-то против нас, каждый раз нарушает свою собственную конституцию и свой собственный закон".
Тем не менее, рассказывает автор публикации Штефан Шоль, 2009 год показал, насколько тяжелы будни российских правозащитников. В 2009 году на московской улице был застрелен адвокат Станислав Маркелов; на Кавказе были убиты правозащитницы Наталья Эстемирова и Зарема Сайдулаева.
Насилие, особенно характерное для Кавказа, говорится далее в статье, проявляется и в остальных частях России, а телевидение убеждает своих зрителей, что борцы за права человека - это не совсем нормальные интриганы, которые, как выразился Владимир Путин, "шакалят" у иностранных посольств.
Многие россияне считают права человека делом второстепенным или даже излишним. Опросы общественного мнения показывают, что для 54% россиян гарантированная пенсия или хорошо оплачиваемая работа значат больше, чем права человека. Состоятельных россиян свобода слова волнует меньше, чем свобода передвижения.
И хотя президент Медведев в отличие от своего предшественника Путина высказывает сочувственные слова в адрес убитых борцов за права человека, однако пока большинство интересуется скорее свободой потребления, чем сыном своей соседки, которого забрали милиционеры, заключает Шоль, гражданское общество в России - это не более чем потемкинская деревня.