Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
24 февраля 2000 г.

Янник Сеите и Сильвия Серрано | Le Monde

Чечня была и остается мученицей

Председатель литературных конференций французского университета Paris-VII-Denis-Diderot Сеите и специалист по Кавказу, исследователь Института востоковедения Серрано в своей статье обвиняют Россию в геноциде чеченцев и призывают к международному посредничеству в решении кавказского конфликта.

Кроме войны, мало что известно о чеченцах, - пишут они. - Век исторических, географических, археологических и антропологических исследований оставил несколько сотен страниц. Почти ничего на французском. Один из немногих историков, Маирбек Вачагаев, посвящающий свои работы истории этого народа, оказался политическим пленником русских. Но даже те малые знания, которые мы имеем и распространение которых сегодня жизненно важно для чеченцев, западные политики, похоже не помнят.

Трагическая годовщина дает нам повод напомнить о некоторых исторических данных. 23 февраля 1944 года, Берия докладывает Сталину: "Сегодня на рассвете началась операция по депортации чеченцев и ингушей. Депортация проходит нормально". На другой день передается следующее сообщение: "Утром 24 февраля, 333 739 человек были изгнаны из деревень. 176 950 из них были погружены в железнодорожные вагоны. Во второй половине дня 23 февраля практически во всех районах Чечено-Ингушетии прошел обильный снегопад, и с этим связаны трудности в транспортировке населения, в частности, в горных районах".

Не надо быть чеченцем, чтобы услышать эхо бериевских докладов в ежедневно повторяемой представителем Путина фразе: "Антитеррористическая операция проходит нормально".

Однако, не все складывалось гладко в лучшем из миров. Были инциденты, которые нарушали уверенный ход хорошо отлаженного механизма. Полковник Гвешиани писал Берии с грифом "совершенно секретно": "По причинам нетранспортабильности и в целях выполнения в срок операции "Горы", я был вынужден ликвидировать 700 жителей деревни Хаибах". Ответ комиссара внутренних дел своему подчиненному: "Принимая во внимание эффективность, проявленную вами в ходе депортации чеченцев в районе Хаибах, вы представлены к правительственной награде и получаете повышение в звании. Я вас поздравляю".

1 марта 1944 года, более 475 тысяч человек были погружены в вагоны, предназначавшиеся для перевозок скота. Всего для перевозки людей в Казахстан потребовалось 12 525 вагонов. За несколько дней, чеченский народ был лишен всех политических прав и своей территории. Это положение было узаконено декретом Президиума Верховного Совета от 7 марта 1944 года. Этим декретом была упразднена Чечено-Ингушская Республика, а ее территория была поделена между ее соседями.

Чеченский историк Абдурахман Авторханов признает, что "все его попытки выяснить даже приблизительное число чеченцев и ингушей, погибших в результате этого кошмара, оказались напрасными". Однако сейчас появляются данные о том, что в результате депортации и ее последствий (казни, тиф, голод или плохие условия) погибли более 100 тысяч, а по некоторым данным, 200 тысяч человек.

В основе этого текста лежит не пристрастие к памятным датам, а простая убежденность в том, что судьба, уготованная сегодня чеченцам Россией Владимира Путина, освещается светом этих игнорируемых, забытых или отвергаемых событий сталинской эпохи.

Можно было бы обратиться к более раннему периоду российской истории и увидеть в сталинской политике депортации мягкую версию политики Ермолова, который в 1816 году был назначен Александром Первым губернатором Кавказа. Ермолов заставил чеченцев выбирать между покорностью и уничтожением.

Путин, бывший функционер КГБ, между тем, по-своему объединяет "достоинства" царской и сталинской России. Настало время со всей определенностью задать вопрос: нужны ли какие-то еще подтверждения стремления российских властей к геноциду, чтобы мы могли выступить против уничтожения народа?

Помимо исторических прецедентов, нет недостатка в фактах, которые позволяют и вынуждают оценивать действия русских: например, угроза ареста всех чеченцев-мужчин в возрасте от 10 до 60 лет, систематическое применение слепых бомбардировок, массовое интернирование в так называемые "фильтрационные лагеря", расправы над мирными гражданами, решение стереть с лица земли Грозный, и т.д.

По крайней мере, два документа можно считать подтверждением фактов геноцида. Газета "Монд" 15 февраля сообщила об одном из них: указ, предписывающий арест 150 тысяч чеченцев и их содержание под стражей до утраты ими трудоспособности. Другой секретный документ, изданный российским Советом Безопасности, и датированный 15 декабря 1999 года, раскрывает намерения российского правительства. В нем говорится о превращении в зону, непригодную для проживания, большей части территории Чечни: разрушение жилых зон любыми способами, разрушение всех исторических и культовых мест и объектов (они могут служить укрытием для бандитов), и, наконец, депортация населения.

Эти документы подкрепляют тезис о том, что в Москве разрабатывались планы по уничтожению чеченцев. Может быть, речь идет о фальшивке? Может быть, источник получения этих документов не достаточно надежный? Это возможно, но геноцид станет фактом, после того, как он будет однажды осуществлен. Стоит ли дожидаться исчезновения целого народа, чтобы задаваться вопросом о существовании программы уничтожения?

Независимость является абсолютно необходимым условием выживания чеченской нации. Именно к такому выводу можно прийти, изучив двухвековую историю российско-чеченских отношений. Не стоит лишний раз повторять, что история повторяется, и что чеченцев ждет действительно тяжелая жизнь. Но не следует забывать, что они сопротивлялись Ермолову, Берии и другим, и что они сумели выжить под напалмовыми и вакуумными бомбами, которые на них сбрасывали по приказу Путина.

Стоит напомнить, из каких исторических моментов складывалась коллективная память чеченцев в 2000 году. И заявить, что здоровье может вернуться лишь с обретением независимости. Сегодня, хотим мы этого или нет, в основе безопасности народа лежит государство. В случае с чеченцами все говорит о том, что этим государством не может быть Российская Федерация.

Кроме того, независимость не является достаточным условием выживания чеченцев: проблема может быть решена лишь при условии международного посредничества, которое будет иметь смысл лишь при осуществлении долговременной программы оказания помощи.

Все очень просто: или мы закрываем глаза на уничтожение целого народа, или мы срываем табу с темы обретения им независимости. История и память чеченцев лишают доверия ко всем заявлениям тех, кто, проявляя законную обеспокоенность в связи с опасностью распространения сепаратизма в Европе, парализуют любые политические действия, ссылаясь на необоснованные сравнения. Они считают себя историками и хранителями интересов общества. Они Понтии Пилаты.

Источник: Le Monde


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru