Новый "номер один" среди олигархов - это Роман Абрамович. 12 млрд долларов делают его самым богатым среди россиян.
Когда завтра вечером зажгутся прожектора на стадионе им. Готлиба Даймлера и на поле предстанут команды "Штутгарт" и "Челси", играющие в Лиге чемпионов, на трибуне можно будет увидеть человека, который будет, пожалуй, побогаче, чем все остальные зрители вместе взятые.
По его внешнему виду трудно предположить, что он настолько богат. У него семидневная щетина, на левой щеке - с проседью, на нем, скорее всего, будет джинсовая куртка и бейсболка, а также сине-белый шарф болельщика. Он сядет рядом со своей женой, блондинкой Ириной, бывшей стюардессой "Аэрофлота", и будет приветствовать болельщиков Челси неловким взмахом руки, когда они начнут кричать "Рома, Рома" или петь "Калинку". И как атрибут власти - целый ряд телохранителей.
Роман (Рома) Абрамович из России - не только владелец лондонского футбольного клуба "Челси", любимой команды королевской семьи, которую он приобрел примерно за 300 млн долларов "из любви к спорту" и усилил дюжиной новых игроков. По профессии Рома предприниматель, самый успешный в России. 37-летний Абрамович, подсчитал московский экономический журнал "Финанс", оценивает свое личное состояние в 12 млрд долларов. Как следствие, он самый богатый русский.
Меж тем прошлогодний хозяин этого титула скатился на пятнадцатое место. Михаил Ходорковский, бывший глава самого крупного российского нефтяного концерна ЮКОС, после того, как прокуратура арестовала большую часть его акций, имеет уже не 8,3, а всего лишь 2,6 млрд долларов. Он сидит в заключении в ожидании суда.
Почему Ходорковский - за решеткой, олигархи Владимир Гусинский и Борис Березовский - в эмиграции, а Роман Абрамович почивает на лаврах? Это связано до некоторой степени с политическим расчетом. То трио выступало против Кремля, пока он не воспользовался возможностями, которые дает уголовный кодекс.
Абрамович, напротив, поставил на компромисс. "Его политическое влияние больше, чем у кого бы то ни было, - говорит Анатолий Чубайс, бывший когда-то министром, отвечавшим за приватизацию государственной собственности. - Березовский и Гусинский - наивные люди. Они хвастались своей властью, это было контрпродуктивно. Абрамович воплощает собой новое поколение, более хитрое, чем предыдущее".
Роман Абрамович сделал карьеру, еще более захватывающую, чем карьера мойщика посуды, ставшего миллионером.
Роман, родившийся в 1966 году в Саратове на Волге, единственный ребенок Ирины и Аркадия Абрамовичей. Эту пару занесло в республику Коми на крайнем севере Советского Союза. Роману было полтора года, когда его мать, учительница музыки, умерла от заражения крови. Роману было четыре, когда погиб его отец - на него упала стрела подъемного крана. Сироту забрал к себе дядя.
После школы Абрамович два года проучился в Московском институте нефти и газа им. Губкина. Это было время горбачевской перестройки, которая сделала из Романа Абрамовича бизнесмена. Молодой человек организовал кооператив под названием "Уют" и продавал пластмассовых уточек, гальванизировал старые автомобильные покрышки, работал биржевым брокером.
Свой первый капитал он нажил в 1992 году, когда, если верить прокуратуре, изменил маршрут поезда, везущего дизельное топливо, и распродал горючее. Поезд пришел не в Москву, как следовало, а куда-то в Латвию. Абрамовичу удалось прекратить уголовное преследование.
Годом позже во время отпуска на Карибских островах он познакомился с Борисом Березовским, красноречивым профессором математики, который уже был на пути к тому, чтобы стать серым кардиналом Кремля. Что связывает его с Абрамовичем, спокойным и ловким человеком, никогда не претендовавшим на первые роли? Стремление к богатству.
Березовскому в молодом человеке понравилось то, что тот имел контакты на нефтяных месторождениях Сибири и на нефтеперегонных заводах. Сочетание политических и экономических контактов, альянс столичного жителя и провинциала, который каждому из них должен был вскоре принести много денег.
В конце 1995 года нефтяной концерн "Сибнефть" в последнюю секунду оказался в списке приватизируемых государственных предприятий. Председатель Госкомимущества Альфред Кох собственноручно заполнил документы участников аукциона от имени Березовского и Абрамовича. Нефтяной концерн обошелся им в 100,3 млн долларов - смешные деньги. Сегодня рыночная стоимость "Сибнефти" составляет почти 16 млрд долларов.
Острые перья называют владения Абрамовича "Романской империей". "У меня есть акции предприятий нефтяной, алюминиевой и автомобильной промышленности, мы производим грузовики, автобусы, автомобили "Волга". Затем энергетика, электрические сети, гидроэлектростанции. "Мы выпускаем продовольственные товары, молоко, мясо и медикаменты, - говорит Абрамович. - Однако, я не пересчитываю все это на карманным калькуляторе".
"Из всех олигархов Абрамович более других подходит под определение человека, который "сделал себя сам", - пишет брокерская фирма UFG в своем аналитическом исследовании "The Russia Index".
Что ему принадлежит, точно не известно, только в алюминиевом секторе прошлой осенью он продал 25% акций предприятия-монополиста "Русал", оцениваемых в 2,5 млрд долларов, сохранив за собой еще 25%. Капиталами Абрамовича управляет находящийся в Великобритании фонд Millhouse Capital. А он не очень любит делиться информацией.
С Ходорковским, падшим ангелом, у Абрамовича деловые связи. Официально слияние концернов ЮКОС и "Сибнефть" состоялось. Абрамович и его доверенные лица получили 3 млрд долларов наличными и 26% акций ЮКОСа (стоимостью более 8 млрд долларов), в свою очередь, люди из окружения Ходорковского получили 92% акций "Сибнефти". Теперь Абрамович хочет расторгнуть сделку, союз с Ходорковским, "врагом государства номер один", больше не кажется ему своевременным. Адвокаты изучают возможность разорвать отношения.
Девять часовых поясов от Москвы. Темнота, полярная ночь. Метель завывает над аэропортом Анадыря, столицы Чукотки. Если бы стояла ясная погода, отсюда можно было бы увидеть Аляску. Континенты разделяет Берингов пролив. Чукотка, дальняя провинция, по площади вдвое больше Германии. Здесь проживает 70 тысяч человек, тысячи оленей и ездовых собак - это и есть страна Абрамовича.
Здесь, где живут китобои, оленеводы и золотоискатели, где его многочисленные предприятия пользуются налоговыми льготами и где зимой температура опускается до минус 50 градусов, Абрамович является губернатором. "Вы пользуетесь природными ресурсами и ловите китов, я пользуюсь ресурсами и добываю нефть. У нас много общего", - говорит правитель тундры своим подданным.
Шесть-восемь раз в году Рому заносит на Чукотку. Абрамович не сделал из ледяной пустыни цветущие сады, ведь здесь царство вечной мерзлоты. Зато появилась новая больница; для вертолетов, без которых 26 деревень отрезаны от внешнего мира, имеются запчасти; в Анадыре открылся супермаркет, строится новый аэропорт, две гостиницы, газопровод, возводятся дома, сделанные в Канаде. Детей летом чартерными рейсами отправляют на Черное море. Продовольствие губернатор оплачивает из собственного кармана. На Чукотку он израсходовал около 200 млн долларов. Чем она его притягивает? "Я хотел трудностей. Здесь передо мной нечто совершенно неизведанное. Нечто безграничное".
Абрамович в России не бесспорная фигура. Покупку "Челси" многие расценили как "непатриотичный" поступок. Глава Счетной палаты Сергей Степашин отдал распоряжение о проверке "Сибнефти" и администрации Чукотки. "Я имею большие сомнения в моральном облике этого человека. Теперь же мы хотим посмотреть, как выглядят его финансы", - говорит Степашин.
Возможно, что именно поэтому Абрамович продал часть своих активов и большую часть времени живет со своей женой и пятью детьми в Лондоне. Там он - элита. Газета Evening Star выбрала его "человеком года", британские таблоиды печатают фотографии его 115-метровой яхты "Le Grand Bleu" (с вертолетной площадкой), которую он приобрел у соучредителя компании Microsoft Пола Аллена, и его самолета Boeing-767. Меж тем дом на огромном участке в Западном Суссексе является резиденцией его семьи, его российская вилла на площади в 42 га находится в престижном западном Подмосковье. А если Абрамовичам нужно солнце и море, они направляются в свой дом в Сен-Тропез.
Абрамович хочет, чтобы его дети учились в британских школах, где "самое хорошее в мире воспитание". "Он закачивает деньги в "Челси" не из-за любви к команде. Он хочет положения для себя и своей семьи, хочет иметь долгосрочный вид на жительство", - предполагает Ули Хёнес, менеджер мюнхенской "Баварии". Абрамович, который достиг всего - вплоть до победы в Лиге чемпионов - косвенно подтверждает мнение менеджера "Баварии". "Каждый, кто занимается в России бизнесом, должен быть готовым к тому, что внезапно может оказаться за решеткой".