"Оранжевая революция" на Украине положила начало давно назревавшему разоблачению советских исторических мифов. В центре был Сталин с инициированным им голодомором 1932-1933 годов. Новые власти, пишет Neue Zuercher Zeitung, пытаются замять эту тему.
Депеши американских дипломатов, обнародованные WikiLeaks, могут быть не только занятным, но и познавательным чтением, продолжает автор публикации Герхард Гнаук. Так, на основании серии секретных депеш возможно реконструировать целую "шахматную партию, сыгранную политиками вокруг интерпретаций истории". В 2008 году российский президент предостерегал в секретных посланиях своих коллег из бывших союзных республик называть голодомор на Украине "геноцидом", как того добивались власти Киева. Москва требовала безоговорочной поддержки своей позиции.
"голодомор, - замечает автор, - стал настоящим центром кристаллизации в коллективном сознании украинцев. В период 1932-1933 годов от голода умерли, по разным оценкам, от 3 до 6 млн человек. Эта трагедия стала результатом проводимой Сталиным коллективизации сельского хозяйства, идущей параллельно с формированием экспорта зерна, а также, по одной из версий, национальной политики в отношении "ненадежных" регионов".
После победы на Украине прозападных сил новая власть сделала одним из политических приоритетов память об этом массовом голоде. Целью широкомасштабной кампании было придание голодомору статуса геноцида украинского народа. Киевские дипломаты ратовали за эту точку зрения по всему миру.
Все закончилось после того, как в прошлом году "оранжевые" проиграли выборы. Сначала упоминания о голодоморе исчезли с сайта нового, дружественного Москве президента Виктора Януковича. Теперь официально должна главенствовать точка зрения, удобная Москве, которая заключается не в отрицании факта гибели миллионов украинцев, но в указании на тот факт, что в результате сталинской политики гибли и жители других регионов. "Все это напоминает открывший новую страницу в российско-польских отношениях визит Путина в Катынь в 2010 году, когда он почтил память поляков, убитых по приказу Сталина. При этом, - замечает журналист, - Путин упомянул о поляках только во вторую очередь, посвятив основную часть выступления советским жертвам сталинских репрессий. Неспособность России скорбеть каждый раз приводит к удивительным лингвистическим приемам: так, жертвами Холокоста в бывшем Советском Союзе назывались, как ни странно, не евреи, а "советские граждане".
И если память о голодоморе стала своего рода ядром самоидентификации украинской нации, то интерпретация событий Второй мировой войны раскалывает страну, продолжает Герхард Гнаук. Прежде всего это относится к деятельности украинских националистов и связанных с ними партизан Украинской повстанческой армии (УПА). Националисты, напоминает автор, с нетерпением ждали немецкого вторжения в СССР в 1941 году, а партизаны годами сражались против советской власти. Жаркие дискуссии ведутся, в первую очередь, вокруг личности Степана Бандеры - лидера украинских националистов. Так, экс-президент Ющенко присвоил ему статус "героя Украины", а после прихода нового президента это решение было отменено.