В прошлую пятницу Мартин Ванслебен созерцал в Берлине толпу - примерно 400 немецких и российских бизнесменов и политиков. Похвалив российского министра экономики за присутствие, он ностальгировал по временам лучших отношений и прибыльной торговли, пишет The New York Times.
"В какой-то момент у нас была мечта", - сказал Ванслебен, глава Федерального объединения торгово-промышленных палат Германии. "Но эта мечта о том, как две страны будут модернизировать Россию вместе, быстро исчезает в меняющемся мире войны, санкций и взаимных обвинений", - отмечает автор статьи Элисон Смейл.
Вольфганг Бюхеле, глава немецкого промышленного комитета по укреплению экономических связей с Восточной Европой, заявил, что объем торговли с Россией упал с 80 млрд евро во времена ее пика в 2012 году до чуть более 50 млрд евро в прошлом году. И, как он сообщил российскому премьер-министру Дмитрию Медведеву в ходе его визита в Германию в этом месяце, "прогноз на 2016 год довольно мрачный".
По словам немцев - и не только их - встретившихся с россиянами за закрытыми дверями, кое-кто подчеркнул, насколько они все еще надеются сохранить экономические связи, особенно когда цены на главные экспортные товары России - нефть и газ - остаются низкими.
Но воинственность Москвы оставляет у немцев "острое чувство непредсказуемости того, что делают русские", считает профессор Джорджтаунского университета Анджела Стент.
Лидеры делового мира, такие как Ванслебен, и ветераны политики разрядки отношений с СССР 1970-х годов, надеются, что то, что они называют прагматизмом, возобладает - например, в деле строительства второго газопровода "Северный поток". Этим проектом, как и первым "Северным потоком", руководит друг Путина Герхард Шрёдер, замечает автор статьи.
На данный момент, по словам Маттиаса Махнига, госсекретаря министерства экономики Германии, "решающим фактором будет успех в поддержании диалога".