Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
24 января 2003 г.

Через двадцать лет Америка будет пользоваться той же валютой, иметь те же национальные границы, что и сегодня, и, скорее всего, останется ведущей мировой державой в военной и политической сферах.

Как через двадцать лет будет выглядеть Европа, никто точно не знает.

Неизвестно, сколько государств будут пользоваться евро, как хорошо будет работать общая валюта (и будет ли она вообще существовать). Неизвестно, где будут проходить границы ЕС. В Стамбуле? Во Владивостоке? Смелые голоса утверждают, что членство Израиля и Палестины в какой-либо форме - это самый лучший способ разрешить ближневосточный кризис.

К 2023 г. Европейский союз, вероятно, станет ведущей мировой экономической силой, но никто не знает, насколько он будет силен политически. Если Россия будет в течение двадцати лет прикладывать грамотные дипломатические усилия, захочет ли ЕС принять в свои ряды Москву, чтобы решить проблему нехватки нефти и других природных ресурсов?

Если сказать коротко, то в XXI веке благополучие всего мира будет в первую очередь зависеть от того же фактора, который определял ситуацию в XX веке, - от Европы. Атмосферу первой половины ушедшего столетия диктовали две войны в Европе, атмосферу второй - холодная война. Ситуация в начале XXI века тоже зависит от Европы - возможно, даже в большей степени, чем от Америки, влияние которой будет нестабильным без поддержки европейских союзников.

Следовательно, будущее планеты в значительной степени зависит от транслатлантических отношений. Мир нуждается в глобальных правилах поведения. "Новый мировой порядок" не будет работать, если Европа и США будут оппонентами, а не партнерами. НАТО остается единственным примером попытки создать эффективный военный альянс в мировом масштабе.

Двадцать лет назад вышел в свет первый номер газеты The Wall Street Journal для Европы. Мы хотим воспользоваться случаем и вспомнить о том, что было, а также попытаться сделать прогноз на будущее, попросив высказать свое мнение ведущих экспертов. Их высказывания приведены в специальном разделе, посвященном двадцатилетию издания.

Бывший американский советник по национальной безопасности Збигнев Бжезинский сказал: "Главный вопрос, который международная общественность будет решать в течение ближайших двадцати лет - сможем ли мы создать подлинный общемировой порядок, или же мир погрузится в анархию". Он считает, что Америка уже сейчас столкнулась с этой проблемой и стоит перед выбором - либо стать ответственным лидером, либо действовать в одностороннем порядке без достаточных оснований. Он согласен с тем, что Европа - незаменимый партнер США, но предупреждает: если континент не поведет себя правильно, он "останется политическим евнухом". Он без особого оптимизма оценивает перспективы Европы, которая по-прежнему предпочитает ограничиваться жестами и занимать "удобную позицию решения собственных проблем".

Историк Тимоти Гартон Эш взял нас с собой в воображаемую поездку в 2023 г. В этом году, допускает он, возникает новая тяжелая проблема, связанная с Ираком: следует ли принимать Ирак в Европейский Союз? Рональд Расмус, один из авторов плана расширения НАТО, имеет мнение, что совместные силы России и союзников оккупируют Иран.

Эти предположения показывают, какими динамичными и неопределенными будут два предстоящих десятилетия. Эш объясняет возможность вступления Ирака в ЕС следующим образом. Турция, которая к 2023 г. является членом ЕС уже более десяти лет, настаивает на принятии Ирака и увеличении численности мусульманского меньшинства в Европе. У Ирака, которым уже двадцать лет правит более или менее демократический режим, есть нужная ЕС нефть. Курды северного Ирака выступают против "Брюссельской стены", отделяющих их от Турции.

Эта Европа будет значительно больше США. Объем ее ВВП будет составлять 20 трлн долларов в год. На территории от Атлантического океана до Крыма будут жить 600 млн человек. "Однако это будет империя без императора", - пишет Эш. По его мнению, многоязычная Европа будет больше похожа на Священную Римскую империю, чем на сверхгосударство.

Интересно предположение экспертов, что в отличие от меняющейся Европы Америка будет стоять на прежних позициях. В 1983 г. США управлял консервативный президент, который призывал бороться с мировым злом, на что Европа смотрела с испугом. В 2003 г. новый консервативный президент США будет говорить о новом мировом зле, на что Европа смотрит с сомнением.

Европе придется выбирать - выступить ей против Америки или поддержать Вашингтон и его взгляды на ситуацию в мире. Это выбор между позициями Франции и Германии, с одной стороны, и более приверженным трансатлантическим ценностям курсом лидеров Великобритании, Испании и Италии - Тони Блэра, Хосе Марии Азнара и Сильвио Берлускони - с другой. Форму дискуссии будут определять действия США, но ее двигателем должны стать дальновидные европейцы.

Будут ли крупнейшие европейские государства Германия и Франция проводить экономическую политику, которая сделает Европу уверенной, конкурентоспособной силой на мировом рынке труда, двигателем экономического роста? Или же в ближайшие двадцать лет темпы роста на континенте будут ниже, чем в Азии и США?

Сделают ли конституциональные и политические реформы Европу более эффективным, в большей степени демократическим сообществом, или она будет защищать жесткие политические структуры, которые либо слишком слабы, либо слишком навязчивы и не дают континенту возможности получить влияние в мире, соответствующее масштабам его экономики? И наконец, будет ли ЕС принимать больше иммигрантов и новых членов, чтобы обеспечить динамизм, или нас ожидает возрождение уродливой истории европейского национализма?

Подумав о том, что ждет нас через двадцать лет, мы осознали, какое огромное значение имеют решения, принимаемые политиками сегодня. Гай Сорман пишет: "В течение этих двадцати лет сторонники свободного рынка смогут победить в интеллектуальной, но не политической битве".

Проблема состоит в том, что в настоящий момент два традиционных лидера Европы - Франция и Германия - занимаются выработкой неуклюжего, неработающего компромисса по вопросу о том, как организовать двойное лидерство в Европе, вместо того чтобы подумать о более важной, экзистенциальной проблеме - какие идеи ЕС должен проводить в жизнь.

Бжезинский пишет, что, если Америка будет вести себя как глобальный гангстер, если Китай погрузится во внутренний хаос и "если Европа будет по-прежнему считаться политическим эгоистом, безразличным к происходящему", это будет означать, что мир не смог использовать шанс, появившийся у него по окончании холодной войны. Альтернатива - ответственная Америка, политически влиятельный партнер Европы с близкими взглядами, и Китай, которому США и ЕС помогают интегрироваться в мировую систему. В этом случае "через двадцать лет мир был бы очень приятным местом".

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru