Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
24 июля 2003 г.

Карл Гробе | Frankfurter Rundschau

Сомнительный успех

Радость багдадцев понятна. Новость о том, что сыновья Саддама Хусейна погибли в Мосуле, убитые американским военным подразделением Task Force 20, освобождает подавляющее большинство иракцев от кошмаров, от боязни того, что однажды могут вернуться сам диктатор, его подручные и собственно режим и жестоко отомстить тем, кто радовался их падению. Свержение памятников и разграбление дворцов диктатора ? это лишь символы. Необратима только физическая кончина ближайших соратников диктатора.

Но последняя новость все же оставляет место для определенного сомнения. То, что Кусей и Удей скрывались в одном и том же месте, не соответствует правилам конспирации и кажется странным ввиду их известного соперничества в последние годы. К тому же слишком многие данные соответствующих служб о месте пребывания разыскиваемых лиц оказались неверными и повлекли за собой смерть ни в чем не повинных людей. Этот факт, конечно, не доказывает ошибочность радостного известия, поступившего во вторник из Мосула, но и забывать о нем нельзя.

Бывший личный секретарь Саддама Хусейна, задержанный всего несколько недель назад Хамид ат-Тикрити опознал трупы. Присутствие бывшего секретаря Саддама в Мосуле ? это слишком уж счастливое совпадение, чтобы оставить его без внимания. Кроме того, у него, самого разыскиваемого в мае человека, было достаточно причин, чтобы заработать на этом деле. И тот, кто сообщил о месте нахождения сыновей Саддама, якобы близкий родственник семьи Хусейна, конечно, не без радости принял награду в размере около 30 млн евро. Сомнения в том, кто же был убит на самом деле, может снять только стоматологическая экспертиза.

На этот раз "обезглавливающий удар" предположительно удался, в отличие от ракетных атак и бомбардировок вилл, бункеров и рынков в Багдаде, осуществлявшихся в начале войны, ? но изменилось ли вместе с тем принципиально политическое положении в Ираке? Оккупационные власти, кажется, полагают, что да. Они считают непрекращающееся сопротивление, во-первых, серией терактов, непосредственно или косвенно организованных руководством старого режима, и, во-вторых, явлением местного характера, ограниченным "суннитским треугольником". Но это слишком поверхностное суждение.

Корни оппозиции глубже. Оппозиционные настроения ежедневно воспроизводятся из-за отсутствия воды, электричества и работы. Назначенный оккупационными властями правительственный совет, не несущий практически никакой ответственности, не пользуется доверием у большинства населения. Удары по оккупационным войскам и их доверенным лицам совершаются, очевидно, людьми, которые скорее должны бояться возвращения Саддама и его режима, чем надеяться на это.

Война не закончилась в тот день, когда президент Джордж Буш после сенсационной посадки его самолета на авианосец провозгласил победу США. Она просто приобрела другие формы и постепенно начинает походить на вьетнамское сопротивление. Хотя различия все же пока имеются. Не существует организованных сил в подполье и за границей, которые, руководствуясь революционной освободительной программой, целеустремленно и решительно агитировали бы за вооруженное сопротивление. Во Вьетнаме подобная программа опиралась на национальное самосознание и обещала социальные реформы. Она служила руководством к действию. И доверие к ней было утрачено гораздо позже, чем к американскому правительству.

Однако какое доверие могут испытывать иракцы к оккупационным властям, которые, доказав свое безграничное военное превосходство, не имеют мирной программы? Могут ли американцы искренне стремиться к миру, когда причины для начала войны были высосаны из пальца?

Авангард победоносных войск был сильно удивлен гордостью и достоинством иракцев. Американцы не были готовы к этому тогда, но не готовы и теперь. Они действуют грубо, оскорбительно, так как мало знают о культуре иракцев. Это замечание касается не только солдат, которые находятся в непривычных климатических условиях, не будучи уверенными в скором возвращении домой. Оно также касается глав государств-победителей, и США в большей степени, чем Великобритании. Оккупация как цивилизаторская миссия является неуважением к существующей цивилизации, как бы она ни была порабощена и унижена при диктатуре Саддама.

Если сейчас исчезнет страх перед возвращением Саддама и его сыновей, то отпадут препятствия для противостояния оккупантам. Возможности ничем не обремененной оппозиции растут. Это уже больше похоже на вторую фазу войны во Вьетнаме.

Источник: Frankfurter Rundschau


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru