В иракской мясорубке, где уже не считают погибших, происходит нечто странное, что, кажется, вовсе не интересует крупные иностранные СМИ: кто-то уничтожает иракских ученых. Эту загадочную ситуацию никто не расследует. Список жертв длинный и мрачный: по данным авторитетных журналов Science и Nature, с момента окончания войны в 2003 году по сегодняшний день было устранено более 200 ведущих ученых, и тысячи ученых были вынуждены бежать из Ирака. Ситуацию усугубило и то, что несколько недель назад появился hit list: список, включающий 461 имя - ученых, академиков и интеллектуалов, которым грозит смерть. Кто составил и распространил этот список? Кто стоит за массовым убийством ученых?
Несомненно, некоторые убийства можно объяснить взрывом всеобщего насилия, охватившего Ирак: сведение счетов между старыми сторонниками и противниками режима, попытки вымогательства и чудовищные акты насилия на почве религиозных и общинных конфликтов, но, похоже, истребление ученых носит организованный и системный характер. Некоторые говорят о работе профессионалов, которые делают ставку на ликвидацию ученых, которые в некоторых случаях имеют опыт, связанный с созданием оружия массового уничтожения. Другие говорят, что ученые уничтожаются, потому что сотрудничают с американцами, или, как полагают третьи, устраняются потому, что не сотрудничают. К числу организаций, поддерживающих этот тезис, относится международный комитет The Brussells Tribunal. Он создан по примеру Tribunale Russell, основанного в 60-е годы знаменитым философом Бертраном Расселом для расследования зверств, совершенных американцами во Вьетнаме. По мнению The Brussells Tribunal, убийства ученых, академиков и представителей интеллигенции совершаются эскадронами смерти, связанными с американскими силами, с целью истребления иракской интеллигенции, не приемлющей американский курс.
Чтобы мобилизовать мировое сообщество, комитет обнародовал обращение (www.brussellstribunal.org), которое подписали такие видные ученые, как Ноам Чомски, нобелевские лауреаты Жозе Сарамаго, Гарольд Пинтер и Джон Кутзее. От Италии документ подписали Дарио Фо, Франка Раме и Тони Негри. Но пока это обращение так и осталось на бумаге: до сих пор не принято никаких мер по прекращению убийств и выяснению их причин, до сих пор окутанных тайной. Единственное, о чем можно говорить с уверенностью, так это то, что Ирак не сможет возродиться как современная страна, если все технические и интеллектуальные ресурсы будут уничтожены в результате убийств или бегства за рубеж.
Возможно, самой важной проблемой является бегство за границу врачей: система здравоохранения Ирака, сильно ослабленная войной, была разрушена бегством тысяч врачей, которые не хотят жить в столь опасной стране. Эмигрировал из страны Ала Башир, пластический хирург, который на протяжении 20 лет занимался здоровьем Саддама, с которым связаны многочисленные истории в стиле X-Files о существовании двойников раиса. Саддам высоко почитал Алу Башира как врача и как творческую личность, потому что Башир является известным художником и скульптором. В 2003 году, сразу же по окончании войны, Ала Башир бежал из Ирака, чтобы спасти свою жизнь. Покидая родину, он увез все имеющиеся у него документы. В настоящее время он проживает в Великобритании. Когда газета обратилась к нему с просьбой дать интервью, люди из его близкого окружения сказали, что он "готов говорить о своем искусстве, но не о Саддаме Хусейне".
Стоит отметить, что не все врачи в мгновение ока позабыли о раисе. Хусейн Маджид, например, не смог все сразу позабыть. Он был главным врачом тюрьмы "Абу-Грейб" во времена режима Саддама и вместе с подчиненными руководил пытками и выдавал фальшивые свидетельства о смерти тех, кто не вынес страданий. После крушения режима и окончания войны Маджид перешел на службу к американским силам и остался работать врачом в этой печально известной тюрьме. Он сменил хозяев, но не привычки. Вечером 4 ноября иракец Монадель аль-Джамади был доставлен для допроса в тюрьму "Абу-Грейб". В присутствии сотрудников ЦРУ его зверски избивали, затем подвесили за руки под потолком, с мешком на голове. Констатировал смерть от "сердечного приступа" некий иракский врач, который сотрудничал с ЦРУ. Нет возможности утверждать, что этим врачом был Маджид или один из его подручных, оставшихся в Ираке: важно то, что и после свержения Саддама методы Маджида продолжают использоваться.