Риски для Европы, по крайней мере на данном этапе, исходят не от китайских, а, как ни странно, от российских и арабских капиталов. Бесполезными окажутся новые контрольные агентства, которые предлагает создать канцлер ФРГ Ангела Меркель, а также golden share, "золотая акция" Евросоюза, которую предлагает ввести европейский комиссар по торговле Петер Мандельсон. "Достаточно нынешних инструментов, их просто следует укрепить", - таков аналитический вывод Франко Бернабе. В настоящее время он является вице-президентом Rotschild Europe и советником администрации PetroChina, самой крупной нефтяной группы КНР, котирующейся на биржах Нью-Йорка и Гонконга. Бернабе, 58 лет, был также генеральным директором Eni и Telecom Italia.
- Канцлер Меркель пребывает в тревоге: китайские, русские, арабские капиталы осаждают европейские стратегические предприятия. Это действительно так?
- Что касается Китая, тут тревогу можно считать абсолютно безосновательной. Что послужило поводом для тревоги?
- Немцы забеспокоились, когда узнали, что Пекин инвестировал три миллиарда в Blackstone, в американский фонд.
- По моему мнению, это рядовая финансовая операция.
- Так что же, никакой опасности? Китай располагает огромными финансовыми средствами, более или менее зависимыми напрямую от государства.
- Конечно, стремительный рост экспорта в последние годы позволил Пекину аккумулировать колоссальные валютные запасы. За один год они увеличились с 800 до более чем 1100 млрд долларов. Однако эти фонды стерилизуются Центральным банком, и большая часть средств инвестируется в американские казначейские боны. Они не используются для увеличения внутренней денежной массы, и поэтому сохраняются низкие цены, эти средства не используются для прямых инвестиций за рубежом, потому что это не входит в задачи Центрального банка.
- Но в перспективе они могут выйти за пределы страны.
- Не думаю. Центральный банк Китая просто занимается диверсификацией портфеля в условиях ослабления доллара. Правительство, если сочтет нужным, мобилизует капиталы у себя дома, чтобы модернизировать страну и поддержать национальную промышленность. Потребуется много лет, прежде чем китайские фонды выйдут за национальные границы, в то время как предприятия, ориентированные на зарубежье, будут покупать марки и сети сбыта, чтобы поддерживать нормальную политику рыночной экспансии. Покупка предприятий, которые имеют стратегическое значение для западных стран, не является угрозой, стоящей на повестке дня. Совершенно по-иному обстоят дела с Россией и арабскими странами.
- Начнем с Москвы.
- Повышение цены на нефть и на другие виды сырья позволило российской промышленной и финансовой системе создать огромные финансовые запасы. Предприниматели уже начали поглядывать на Европу. Теперь нам известно, что это инвесторы, очень близкие к политике. От этой группы могут исходить инициативы не только финансово-экономического характера. Поэтому, вполне законно проявлять бдительность и контролировать.
- Что касается арабских стран, что угроза может исходить от подозрительных операций, осуществляемых в интересах финансирования фундаменталистского терроризма.
- Да, безусловно, такие операции могут быть опасными. Однако необходимо не путать одно с другим. Арабские страны, такие как ОАЭ, Кувейт, та же Саудовская Аравия, доверяют профессиональным современным фондам, которыми руководят менеджеры, прошедшие обучение в Гарварде, в Йеле, и поддерживают тесные контакты с американскими финансами.
- Вы говорите, бдительность и контроль. Меркель предлагает создать специальное агентство, которое будет отсеивать иностранные инвестиции по американской модели. Вы с ней согласны?
- Нет, думаю, что правительства и центральные банки уже располагают необходимыми инструментами. Безусловно, их надо укрепить, но мне не кажется целесообразным создавать новые институты.
- Однако вполне справедливо, если правительства будут вмешиваться. Не приведет ли это к стимулированию протекционистских, и без того достаточно мощных, тенденций в Европе?
- Стоп, это разные вещи. Я не говорю, что государственная власть должна препятствовать покупкам или слияниям. Это бы противоречило свободной циркуляции капиталов, основополагающему принципу Европейского союза. Нет, я говорю, что было бы законным и абсолютно нормальным, если бы правительства каждой конкретной страны старались понять, откуда поступают некоторые капиталы, когда на кону судьба крупных национальных предприятий.
- Комиссар Мандельсон предлагает ввести "золотую акцию" для стратегических предприятий, которыми совместно управляют коллегия Брюсселя и отдельные государства. Что вы скажете по этому поводу?
- Такое решение меня не убеждает. К чему эта "золотая акция"? Только лишь конкретные правительства знают и решают, какие предприятия имеют особую важность. Не надо еще больше все усложнять.