У национализма Путина глубокие и опасные корни: Иосиф Сталин побеждает в телевизионном соревновании по выборам самого популярного в стране россиянина
Несколько дней назад Сталин возглавил рейтинг в интернет-голосовании "Имя России", спонсируемом телеканалом "Россия".
За ним следует Николай II, затем - Ленин, популярный певец Владимир Высоцкий и Петр I. На какое-то время последний российский император опередил диктатора, но не надолго.
Эти имена входят в число двенадцати кандидатов на "Имя России", которое выбирается участниками из списка, состоящего из 500 имен. На данный момент в голосовании приняли участие около 2,3 млн россиян.
В сентябре соревнование выйдет на телеэкраны, и окончательный результат будет объявлен в декабре. Это голосование не такое прямолинейное, как может показаться. Организаторы программы объясняют, что на данный момент нет ограничений в количестве раз для голосования одного человека, и политические партии, в особенности коммунисты и монархисты, используют этот пробел и мобилизуют своих сторонников для того, чтобы многократно проголосовать для повышения рейтинга своих героев. Либеральные и далекие от политики группировки просто не делали этого.
Но это еще не вся правда. Александр Проханов, редактор националистической газеты "Завтра", заявил, что он не удивлен результатами голосования. "50% населения России - сталинисты", - пояснил он. Оценка популярности Сталина, возможно, не совсем точна, но в целом она совпадает с другими опросами и рейтингами, и даже правозащитная организация "Мемориал" согласна с этим мнением.
Популярность Сталина влечет за собой определенные последствия. Я на протяжении нескольких последних лет преподавала историю студентам, у которых эта и другие гуманитарные дисциплины не являются профилирующими предметами. Это будущие математики, инженеры, программисты и представители городских и муниципальных властей.
Многие, если не большинство из них, оказались сталинистами, и некоторые, хотя и меньшее число, монархистами. Но вне зависимости от их отношения к конкретным российским лидерам, их преобладающим политическим настроем был национализм и даже шовинизм, направленный против Запада в целом и против США и Великобритании в частности, что определяло их взгляды (обычно не подкрепленные знаниями) на исторические проблемы.
Исторически героем считался тот, кто защищал или расширял западные границы России. Это отношение совпадает с ощущением осажденного лагеря, который борется со всемогущим агрессором - представление о мире, которое очень удобно для консолидации поддержки нынешнему правительству.
Возможно, самый досадный факт - даже более досадный, чем безразличие студентов к человеческим жертвам сталинского режима - это то, что с каждым годом эта тенденция становится более очевидной. В 2004 году немногие студенты полностью оправдывали Сталина и никто - Николая II, а к 2008 году Сталин стал главным героем, а Николай - невинной жертвой.
Некоторые даже писали, что "убийство Николая II было величайшей трагедией в истории человечества". Абсолютное большинство полагает, что сила российского государства является самым важным критерием оценки любого правителя, не принимая во внимание число человеческих жизней, принесенных в жертву для достижения этой цели.
С этой точки зрения, Иван Грозный и Сталин были идеальными правителями, Петр Первый - в меньшей степени, так как он "исказил" российскую культуру, чтобы добиться влияния.
Не приходится сомневаться, что это изменение настроений является результатом пропаганды путинской эпохи и школьных программ. Те, кто сейчас поступает в вузы, провели большую часть своей сознательной жизни при Путине. В итоге появляется послушное стадо, готовое поддержать любую политику, проводимую "с позиции силы", включая, например, призыв отправить российских добровольцев в защиту зимбабвийского диктатора Роберта Мугабе от новой "оранжевой революции".
Это очень удобно для правительства, но губительно для духовного состояния нации. И это катастрофично для страны, утверждающейся на международной арене.
Также по теме:
Русские коммунисты: "Объявить Сталина святым" (La Republlica)
У россиян новый, светлый образ последнего царя (The New York Times)
Кто более велик - Сталин или Николай II? Ответ очевиден (The Times)