Арест Радована Караджича, бывшего лидера боснийских сербов, которого обвиняют в геноциде, продолжает будоражить зарубежную прессу. Обозреватели гадают, каким образом военному преступнику удавалось 13 лет не привлекать внимания, живя в Белграде, занимаясь врачебной практикой и имея собственный сайт в интернете. Вполне возможно, Караджичу помогли не только борода и очки. Как заявил министр внутренних дел Сербии, беглец пользовался покровительством спецслужб, которые в результате его и выдали. Москва официально признала арест законным, хотя россияне относятся к "сербскому герою" сочувственно, замечают СМИ.
Караджич в очередной раз подтвердил, что современные убийцы не прячутся от правосудия в темных горных пещерах, пишет немецкая Süddeutsche Zeitung: они отращивают бороду и легко теряются в толпе. Кроме того, убийца, подобный Караджичу, совсем не похож на Раскольникова и других литературных персонажей, которые, совершив преступление, приходили в такое отчаяние, что невольно выдавали себя.
Массовые убийцы и мучители, порожденные современными диктатурами, в нужный момент спокойно уходят в мирную гражданскую профессию, пишет автор статьи. Сменив род деятельности, убийца начинает жить по четкому расписанию: ранний подъем, поездка на автобусе или трамвае на службу и обратно, досуг, отход ко сну в одно и то же время. Рутина, как каждодневное упражнение, определяет новое существование, а личная безопасность - лишь вопрос практики.
Идея о том, что можно "смыться" с мешком денег и новыми документами и на полную катушку наслаждаться жизнью, выглядит ужасно дилетантской, подчеркивает Густав Зейб. Убийцы из Освенцима, бывшие латиноамериканские палачи, комиссары всех мастей доказали: удобнее всего скрыться, работая в полиции, на административной должности или в системе здравоохранения. Прятаться можно и в столице, в самом публичном месте, как доказал Караджич, который даже выступал с докладами и имел собственный интернет-сайт.
Нельзя, однако, утверждать, что Караджич укрывался только благодаря гениальной маскировке, считает испанская газета El Mundo. На протяжении нескольких лет его защищали сербские спецслужбы, уверен министр внутренних дел Сербии Ивица Дачич. "Спецслужбы его защищали, и спецслужбы его сдали", - пояснил он.
В кафане (таверне) неподалеку от здания суда, где с понедельника находится Радован Караджич, маленькой знаменитостью стал его брат Лука, рассказывает итальянская Corriere della Sera. Все его узнают, пожимают руку. "Я виделся с Радованом недавно, - говорит мужчина. - Он очень сильный, он уверен в себе, он верит в Бога, он справится".
Арестованный экс-президент сбрил бороду, подстриг волосы - уничтожил мосты, которые его связывали с подставной личностью Драгана "Давида" Дабича, врача-целителя, который жил на улице Юрия Гагарина и специализировался на лечении посредством медитации. По иронии судьбы, Караджич позаимствовал имя человека, который умер в 1993, в осажденном по приказу Караджича Сараево.
За минувшие годы "доктор" получил диплом в Белграде, защитил диссертацию в Москве, совершенствовал свои знания в Индии, Японии и Китае. Пресса уже сообщила, что его подругой была 40-летняя брюнетка Мила. "Они были неразлучны. И влюблены друг в друга", - рассказывают о странной паре. В то же время в Пале, Республика Сербская, живет жена Караджича - Лиляна, которая призывала его сдаться правосудию, напоминает Corriere della Sera.
Радован Караджич даже внешне отличается от других балканских политиков, приземистых и небритых генералов, обычных преступников с хитрыми глазками, признает в статье для El Pais хорватская писательница Славенка Дракулич, изучающая историю военных преступлений на территории бывшей Югославии. Караджич высок и силен, прическа делает его более похожим на рок-звезду, чем на политика. У него есть харизма и собственный стиль. Он родился в маленькой черногорской деревушке, прославился как поэт, стал президентом Республики Сербской, а затем - одним из самых разыскиваемых военных преступников.
Дракулич вспоминает сцену из документального фильма, снятого во время осады Сараево. Караджич на холме Пале, с которого армия Республики Сербской обстреливает город. Рядом с ним гость - русский поэтом Эдуард Лимонов, которому Караджич вежливо предлагает "королевский подарок" - возможность пострелять из пулемета по жителям Сараево. Так, удовольствия ради. Лимонов принимает вызов, опускается на колени возле пулемета и стреляет. Солдаты в восторге - этот человек один из них, он такой же, как они. Хоть и поэт, а не тряпка. Потом они пьют сливовицу с солдатами и едят свиное жаркое, ни на мгновенье не задаваясь вопросом, попал Лимонов в кого-нибудь или нет.
Глядя на подобны сцены, есть искушение назвать военных преступников, таких как Радован Караджич, Ратко Младич и Слободан Милошевич, "чудовищами", указывает Дракулич. Легче всего отмести мысль о том, что мы тоже могли бы совершить или приказать совершить чудовищные злодеяния. Однако в военных преступлениях ничуть не менее повинны и простые граждане, которые трижды избирали президентом Милошевича, приветствовали сербские бронетранспортеры, поддерживали фашистскую партию Шешеля, повернулись спиной к Европе и всему миру. Арест Караджича - это шанс для Сербии начать с нового - пусть и не чистого - листа. За границей начнется эйфория, новое сербское правительство назовут доблестным. Но сербские граждане должны понять, что это шанс и для них лично.
В России тем временем сочувствуют Караджичу и подозревают, что сербское правительство выдало его Гааге с целью умаслить Запад, пишет International Herald Tribune. Официально Москва заявила, что Сербия выполнит свои обязательства перед ООН, если передаст Караджича Международному трибуналу по бывшей Югославии. Однако в обществе к Караджичу относятся скорее положительно, так как Россия традиционно имеет тесные связи с Сербией, объясняет издание.
Широкие слои россиян - от рядовых москвичей до аналитиков и видных российских политиков - заявляют, что арест Караджича имел политическую подоплеку, а в Гааге он предстанет перед марионеточным судом. В специальном заявлении лидер компартии Геннадий Зюганов сказал, что арест Караджича стал результатом всевозможных способов грубого политического, экономического и медийного давления, оказанного на Белград Западом.
"Острие судебного процесса направлено предвзято - исключительно против сербов", - считает Виктор Линник, главный редактор независимой газеты "Слово". Сергей Митрохин, лидер партии "Яблоко", утверждает, что Сербия произвела арест, чтобы беспрепятственно вступить в Евросоюз. Простые граждане во мнениях разошлись. "Для России этот арест ничего хорошего не сулит, - считают одни. - В конце концов, сербы - наши друзья. Своим вредить нельзя". Другие сочли, что подобные действия справедливы: "Да, Сербия очень близка России, но Караджича следует наказать".
Также по теме:
"Духовное убежище" для разыскиваемых правосудием (La Stampa)
Конец "Великой Сербии" (Le Monde)
Неожиданная ипостась Караджича: находясь в розыске, он занимался нетрадиционной медициной (The Times)
Сербия: военные преступники как экспортный товар (Обзор прессы)