Ровно полвека назад, в 1959 году, произошел спор генсека КПСС Хрущева и Никсона, в то время вице-президента США, на кухне "типичного американского дома", которая экспонировалась на выставке американских товаров в Москве, вспоминает на страницах The New York Times обозреватель Уильям Сейфир.
"Я находился на этой кухне не потому, будто тогда имел отношение к Никсону, который принимал гостей на выставке в качестве ее официального "хозяина", но потому, что был пресс-атташе американской компании, построившей этот дом", - пишет автор. Стенд был призван продемонстрировать, что благодаря свободному предпринимательству производятся товары, облегчающие жизнь среднего американца. Но в программу экскурсии для официальных лиц он не входил.
На стенде с цветными телевизорами Хрущев потребовал перевести свои высказывания без купюр на английский для трансляции в США. Он немедленно осудил США за учреждение "Недели порабощенных народов" (подразумевались нации, порабощенные советской властью). Никсон попытался сменить тему и заговорил об обмене идеями: "В конце концов, вы знаете не все...". "Хрущев отрезал: "Если я знаю не все, то вы вообще ничего не знаете о коммунизме - только боитесь его", - пишет автор.
Никсон приуныл, повествует обозреватель: "сыграв роль учтивого хозяина в присутствии агрессивного спорщика, он совершил ошибку, которую вскоре повторили лидеры других стран мира". Помощник Никсона майор Хьюз стал высматривать какой-нибудь стенд, где вице-президент мог бы изменить тактику в присутствии множества репортеров. "Я заорал Хьюзу - "Сюда, в типичный американский дом!", и он немедля повел туда Никсона, Хрущева и сопровождающих", - пишет автор.
"Видите эту встроенную стиральную машину?" - начал Никсон. "У нас такие есть", - сказал Хрущев. "Мы хотим облегчить жизнь наших домохозяек", - продолжал Никсон. "Это капиталистическое отношение к женщинам нам не свойственно", - возразил Хрущев.
Журналистам ничего не было слышно: Хрущев и Никсон стояли к ним спиной. Как рассказывает Сейфир, ему удалось протащить корреспондента The Times мимо охранников Хрущева, выдав его за демонстратора холодильников.
Никсон подчеркнул, что рабочий-сталелитейщик, получающий 3 доллара в час, может купить этот дом за 14 тыс. долларов в рассрочку, выплачивая 100 долларов в месяц. Хрущев отрезал, что советские колхозники тоже в силах потратить 14 тыс. долларов на дом. Никсон предложил СССР конкурировать в области стиральных машин, а не ракет. "Ваши генералы говорят, что мы должны конкурировать по части ракет. Мы сильны и можем вас обогнать", - заявил Хрущев.
Никсон пояснил, что в случае войны обе стороны проиграют, так что ультиматумы за столом переговоров ставить нельзя. Хрущев возражал, что Америка обиняками угрожает СССР. "Никсон набирал силу в споре, его противник оправдывался", - пишет автор. Поскольку фотографа из Associated Press на кухню не пропустили (Сейфир пытался выдать его за демонстратора мусороуничтожителя, но такого устройства в образцовом доме не оказалось), фотографировать пришлось самому пресс-атташе. Сейфир запечатлел, как Никсон жестикулирует, а Хрущев его слушает. В кадр пробился какой-то грузный советский чиновник.
Фото Сейфира, где Хрущев выглядел далеко не победителем, попало на первые полосы газет по всему миру. Сейфир, заботясь о рекламе фирмы, построившей дом, добился, чтобы оно стало известно под подписью "Конференция на кухне". Хрущев сделал вывод, что Никсон - человек с сильной волей, и позднее признался, что всеми силами старался обеспечить его поражение на президентских выборах 1960 года. Спустя несколько лет Сейфир обнаружил, что чиновником, который влез в кадр вместе с Хрущевым и Никсоном, был Брежнев.