Страны Запада готовы оказывать давление на Москву только при условии, что сами они никаких издержек не понесут, но обсуждение санкций все же может дать результаты, пишет в статье для Der Standard Эрик Фрей.
Первым делом он приводит в пример Австрию: "Министр иностранных дел Себастиан Курц бойко выступил за то, чтобы в качестве ответной меры на уничтожение малайзийского самолета над Восточной Украиной против России было введено оружейное эмбарго. Ему было несложно это сделать, так как Австрия оружие в Россию не поставляет. Санкции, затрагивающие австрийские банки, равно как и аннулирование крупных сделок вроде газопровода "Южный поток", да даже и отказ от государственных визитов Владимира Путина - все это не находит отклика в Вене. Потому что тогда пришлось бы заплатить какую-то цену".
Схожие мотивы Фрей усматривает и в политике других стран. Так, Франция, может быть, и поддержит оружейное эмбарго, "но, пожалуйста, попозже", когда будут отгружены оба "Мистраля". На словах Великобритания за жесткий курс, но поставки вооружения в Россию от этого не прекращаются, а "десятки российских олигархов, включая друзей Путина", сохраняют за собой "роскошное второе место жительства". Ангела Меркель - сторонница скорейшего введения санкций, но без отказа от российских поставок нефти и газа. "Чуть более последовательны" Соединенные Штаты - как раз потому, что у них меньше экономических связей с Россией, убежден Фрей. Он напоминает, что во время афганского кризиса американские фермеры продолжали поставлять в Россию пшеницу.
"Уже много десятилетий международные санкции остаются самой выгодной альтернативой боевым действиям. Но как раз то обстоятельство, что при выборе и реализации таких мер те, кто их вводит, думают об издержках, и снижает их эффективность... А поскольку санкции по-настоящему работают только в условиях крепкой международной солидарности, с их помощью весьма нечасто удается принудить репрессивные и агрессивные режимы к уступкам". Более того, дебаты о санкциях даже приносят выгоду Кремлю, поскольку "обнаруживают отсутствие единства среди стран Запада".
И все же эти усилия чего-то да стоят, считает Фрей: "После уничтожения MH17 заключать сделки с Россией стало труднее, для Австрии в том числе. Ковровую дорожку Путину в Вене, пожалуй, больше не выкатят. Даже строительство "Южного потока" снова может стать предметом дебатов... Есть надежда, что фактор стыда и страх потерять в России деньги создадут то самое экономическое давление, о котором политики только разговаривают", - заключает Фрей.