Вчера планировалось нанести серьезный удар по 30-летней кровопролитной войне в Гаргано. Планировалось, потому что трем главам кланов и 30 "солдатам" и "старшинам" удалось избежать ареста. Вероятно, речь идет о самых опасных преступниках, и существуют опасения, что они в состоянии восстановить семейно-криминальные организации, которые в нескольких поколениях воевали друг с другом за контроль над пастбищами и полями и которые со временем наложили руку на контрабанду наркотиков, государственные подряды и рэкет, принялись убивать друг друга по соображениям более прибыльным, чем угон скота и конокрадство.
35 убийств и 50 покушений на убийство за последние 30 лет - таков итог войны, который не стал еще более скорбным лишь по той причине, что многие сложили голову, или свернули ее противнику, или просто не высовывали ее из окна. Еще и потому, что эти кровожадные кланы, связанные с семьями Либерголис и Альфиери-Примоза, Тарантино и Чаварелла, многократно привлекались к суду и расследованиям. Но почти всегда процессы завешались оправдательными приговорами. "Многочисленные процессы, многочисленные оправдания". И они гордились таким комментарием. Их девизом было: "Много врагов, много славы". И всякий раз, когда процесс заканчивался, они вновь начинали чистить свои калашниковы, обрезы и пистолеты и платили по "отложенным" счетам.
Привилегированными должниками, естественно, были те, кто пытался сотрудничать с правосудием. Так, например, Антонио Миуччи после того, как два киллера в карнавальных масках убили его брата Маттео, после того, как ему самому удалось избежать гибели, подал в суд на своих предполагаемых убийц. Было арестовано шесть человек. Их судили и оправдали. Через год, 14 августа 1993 года на площади Монте Сант'Анджело Антонио Миуччи были убит киллером, на котором была карнавальная маска.
Жестокие убийства в присутствии многих людей, даже на пороге церкви: сотни пуль в тело и лицо жертвы - предупреждение о том, что помимо экономических интересов "семьи", следует блюсти и "честь".
Значит, речь идет о мафии? Да, такое обвинение прокуратура впервые выдвинула против кланов Гаргано. Это особая мафия, отличительной чертой которой было бесплатное и примитивное насилие. Эта мафия возникла как междоусобная вражда, сохранившая все особенности файды. Не Сардиния или Калабрия, Гаргано стал последним истинным местом, где действовал этот закон, faihida longobarda, файда лонгобардская, право древних германских народов убивать тех, кто убил, или вместо них убить их родственников. И в соответствии с этим правом 28 марта 1981 года были убиты Маттео Чаварелла, его жена и трое детей - 16, 15 и 5 лет. Их тела не были найдены. Говорят, их скормили свиньям. С другой стороны 16 июля 2003 года на глазах у их двоих детей были изрешечены пулями супруги Мария и Микеле Манджакотти.
Наконец, женщина решила положить этому конец. Молодая мать 4 детей, сожительствовавшая с главой клана Санникандро Гарганико. Она устала слушать о планирующихся убийствах и участвовать в них в качестве "высокого гостя", женщины босса, которая присутствует на кровавых казнях. И она решила рассказать обо всем, что знает. И благодаря ей, сегодня, следователи могут сказать, что 18 из 35 убийств можно считать "закрытыми делами". Как знать, быть может, уже сегодня начнется файда в отношении других женщин. Матерей, дочерей, сестер.