Военные врачи на базе Гуантанамо помогали следователям, применявшим жесткие методы допросов, советами по поводу того, как увеличить уровень стресса и использовать страхи, явствует из новых подробных рассказов бывших следователей.
Их рассказы и интервью The New York Times появились на фоне дискуссии среди профессионалов о том, нарушали ли психиатры и психологи, работавшие в тюрьме, этический кодекс. Этическую сторону вопроса изучают Пентагон и специалисты в области психиатрии.
Бывшие следователи утверждают, что врачи давали им рекомендации по поводу того, как усилить психологическое давление на арестантов, в надежде добиться от них сотрудничества и получить информацию. В одном случае следователям сообщили, что результаты медицинского обследования свидетельствуют о том, что заключенный боится темноты, и на основе этого предложили им способы вынудить его к сотрудничеству.
Авторы статьи, опубликованной на этой неделе в журнале The New England Journal of Medicine, пишут, что на основании бесед с врачами, участвовавшими в разработке следственных процедур на Гуантанамо, они пришли к выводу, что целью программы было использование страха и утомления заключенных для получения информации.
Рассказы проливают свет на то, как велось следствие, и ставят новые вопросы о медицинской этике и ее роли в борьбе против терроризма.
Пресс-секретарь Пентагона Брайан Уитмен отказался говорить о конкретных рассказах. Но он высказал предположение, что на врачей, дававших рекомендации следователям, не распространяются нормы врачебной этики, поскольку они не лечили больных, а выполняли задачу психологов, специализирующихся на особенностях поведения.
Он добавил, что есть медики, отвечающие за "гуманное обращение с заключенными", а есть медики, "выполняющие другие задачи", оценивающие особенности характера подследственных.
Военные не дали The Times разрешения на интервью с медиками, работающими на Гуантанамо. Авторы статьи, критикующие программу, тоже не называют имена людей, с которыми они беседовали. Бывшие следователи говорили с The Times на условиях анонимности, некоторые из них отметили, что приветствовали помощь врачей.
Представители Пентагона утверждают, что на Гуантанамо не нарушаются этические принципы, и спорят с выводами авторов статьи в медицинском журнале.
Независимые специалисты по медицинской этике отметили, что поведение врачей вызывает серьезные сомнения.
"Их целью было помочь нам сломать их", - заявил The Times один из бывших следователей.
Следователь сообщил, что в одном из случаев врач рекомендовал использовать тоску заключенного по матери, чтобы склонить его к сотрудничеству.
Д-р Стивен Ксенакис, психиатр и бывший генерал медицинской службы, заявил, что "такое поведение несовместимо с обязанностями медика и врачебным кодексом".
Использование психологов и психиатров вынудило Пентагон на прошлой неделе выступить с политическим заявлением, призванным привести линию поведения врачей в соответствие с этическим кодексом.
Хотя инструкции Американской психиатрической ассоциации однозначно запрещают действия, описанные бывшими следователями, инструкции для психологов не такие четкие.
Д-р Спенсер Эт, профессор психиатрии и председатель этического комитета Американской психиатрической ассоциации, заявил, что с точки зрения этики психиатры на Гуантанамо не имели права давать следователям рекомендации, касавшиеся усиления давления на заключенных.
В заявлении, опубликованном в декабре, Американская психологическая ассоциация отметила, что вопрос о сотрудничестве ее членов с "национальной безопасностью" является новым.
Д-р Стивен Бенке, возглавляющий этический комитет организации, на этой неделе заявил, что в выходные комиссия, состоящая из 10 человек, куда входят и военные, соберется в выходные в Вашингтоне, чтобы обсудить проблему.
Бенке подчеркнул, что кодекс не обязательно разрешает психологам участие в такой деятельности, но этот вопрос никогда не обсуждался.
Советник министра обороны по медицинским вопросам, д-р Вильям Уинкенвердер заявил, что новые инструкции Пентагона разрешают врачам отказываться от участия в том, что они считают неэтичным. Но на брифинге на прошлой неделе он не сказал, запрещают ли инструкции поступки, описанные бывшими следователями. Он добавил, что врачи не "вели следствие", а выполняли обязанности консультантов.
Инструкции запрещают врачам плохое обращение с заключенными, но делают исключения для участия в следствии. Поскольку военные настаивают, что следствие на Гуантанамо ведется в рамках закона, а заключенные не подпадают под действие Женевских конвенций, положения инструкции можно толковать как разрешающие поведение, описанное следователями и авторами статьи в медицинском журнале. В статье говорится: "С конца 2002 года участие психиатров и психологов было одним из компонентов стратегии по использованию стресса и методик формирования поведения для получения информации".
Авторы статьи - д-р Грег Блох, который преподает на юридическом факультете Университета Джорджтауна и является научным сотрудником аналитического центра Brookings Institution, и Джонатан Маркс, британский юрист и член биоэтических комитетов Университета Джорджтауна и Университета Джона Хопкинса.
Д-р Блох заявил, что привлечение медиков к разработке жестких следственных стратегий является неэтичным и приводит к тому, что их действия вступают в противоречие с нормами международного права. Уинкенвердер в четверг назвал статью "возмутительным искажением фактов".
Статья также ставит под сомнение утверждения военных, что медицинские документы обычно являются конфиденциальными.
Из инструкций Уинкенвердера ясно, что заключенные не могут рассчитывать на конфиденциальность.
Блох заявил, что утверждения военных противоречат рассказам следователей. Они также не соответствуют тому, что бывшие следователи сообщили The Times.
Один из них заявил, что врачи обычно наблюдали за ходом допроса через полупрозрачное стекло, но иногда находились в комнате, где велся допрос.
Расследование ООН на Гуантанамо
Четверо экспертов ООН по правам человека во вторник обвинили США в том, что они на протяжении трех лет не могут получить разрешение посетить заключенных на Гуантанамо, и заявили, что начнут собственное расследование без помощи со стороны США.
"Наши запросы были основаны на полученной из надежных источников информации о пытках, жестоком и негуманном обращении с заключенными, необоснованном содержании под стражей, нарушениях права на здоровье и процедурных прав узников", - говорится в заявлении экспертов.
Пьер-Ришар Проспер, посол США по военным преступлениям, заявил, что США не смогли ответить на запросы в срок, установленный экспертами, но не считают тему закрытой.