Хашеми Рафсанджани спустя неделю после жесткой избирательной кампании: "Больше диалога с США и Европой".
- Господин президент, вы по различным поводам повторяли, что стремление к разрядке в международных отношениях очень важно для экономического развития Ирана. Что следует предпринять, чтобы восстановить доверие?
- Возврат к политике отсталости и догматизма был ошибкой в условиях столь сложной мировой и региональной обстановки. Необходимо противостоять новым глобальным вызовам в духе свободы и коллективной мудрости. Уже невозможно применять тот же подход, что и в начале исламской революции.
- Вы выступили в ходе избирательной кампании как один из немногих политиков в Иране, способных возобновить диалог с Соединенными Штатами.
- Моя цель - политика разрядки, эту политику я намерен применять и в отношении Соединенных Штатов. Если Соединенные Штаты искренни, когда утверждают, что хотели бы сотрудничать с Ираном, они должны начать осуществлять позитивные, а не негативные шаги.
- Один из пунктов повестки дня международных отношений - иранская ядерная программа: каковы ваши намерения в данной области?
- Мы будем продолжать диалог с Европой, пытаясь восстановить доверие европейцев и развеять все сомнения относительно мирной природы нашей ядерной программы, гарантируя, что не будет никаких отклонений в направлении ее военного использования.
- Демократия и права человека - этого требовали студенты Тегеранского университета. Вы ответили, что будете продолжать реформы, но следуя умеренным курсом. Что вы предполагаете предпринять, чтобы выполнить это обещание?
- Все, что можно сделать в рамках законов. Рамки закона должны быть основой во всех наших делах.
- В Иране очень часто законы по-разному интерпретируются разными институтами. Например, революционный трибунал приказал закрыть три газеты, которые намеревались опубликовать письмо Мехди Карруби к Духовному лидеру. По мнению некоторых, это решение незаконно. Как вам удастся сделать так, чтобы все уважали закон?
- Мы должны соблюдать закон, потому что этого требует наша конституция. Однако я думаю, что некоторые крайние меры не должны приниматься. Иногда экстремисты идут дальше закона. Думаю, что некоторые законы следует изменить. Но я не буду давать обещаний, которые не смогу выполнить.
Интервью должно быть коротким, сказал нам помощник Рафсанджани господин Хабибзаде. Своей очереди ожидает иранское телевидение.
Рафсанджани выступит с обращением к нации перед завершением избирательной кампании. Он пообещает новый экономический курс, направленный, в отличие от того, которым он следовал в течение восьми лет своего прошлого президентского мандата, на оказание помощи самым бедным слоям населения. Первым шагом будет назначение пособий по безработице в размере 120 тысяч туманов в месяц (120 евро) для тех, кто потерял работу.
Если до конца прошлой недели Рафсанджани практически не принимал участия в избирательной кампании, то накануне переголосования весь его рабочий день заполнен встречами с населением. Будет ли этого достаточно для победы над ультраконсервативным мэром Тегерана Ахмадинеджадом, который в роли защитника народа выступает против неравенства между богатыми и бедными и против коррупции?