Коль скоро враждебность России к НАТО - это "не летняя гроза, а климатическое изменение", Североатлантический альянс возвращается на исторический плацдарм в Европе. Запад предпочел бы, чтобы Путин сделал шаг назад, прекратив вторжение на Украину, но пока следует сдерживать Кремль и крепить свою мощь, пишет пресса. "Путин не изменит позицию. Нам придется существовать в этой ситуации долгое время", - уверен Майкл Макфол.
"После многих лет, в течение которых альянс отвечал на угрозы вдали от границ государств-членов, теперь НАТО вкладывает новую энергию в планы противостояния намного более крупной и агрессивной угрозе из своего прошлого - Москве", - пишут журналисты The New York Times.
Сегодня и завтра министр обороны США Эштон Картер обсудит с коллегами из государств альянса, как противостоять вновь крепнущей России, говорится в статье. Во вторник Картер впервые подтвердил планы размещения американских тяжелых вооружений в странах Балтии и Восточной Европы. Этот план был встречен с беспокойством в некоторых кругах накануне совещания министров, а Москва выступила с энергичным протестом.
"Аннексия Крыма Россией и роль России в войне на Восточной Украине уже повлекли за собой то, что генсек НАТО Столтенберг недавно назвал "крупнейшим с окончания холодной войны наращиванием сил НАТО", - пишет газета. Заметно увеличились контингенты, которые по принципу ротации проходят обучение на территории восточноевропейских стран-членов НАТО, активизировалось патрулирование воздуха и морей от Балтики до Черного моря. Планируется создать шесть новых командных центров на территории восточных союзников, формируются "передовые силы" быстрого реагирования численностью 5 тыс. человек.
Недавние шаги НАТО и дебаты о его шагах в будущем обнажили внутренние разногласия в альянсе, говорится далее. Угроза, исходящая от путинской России, оценивается по-разному. Некоторые полагают, что Россия менее опасна, чем нестабильность, приток мигрантов и взлет экстремизма, исходящие из Северной Африки.
Реакция НАТО на события на Украине потребовала глубокого сдвига в стратегическом мышлении. Долгое время казалось, что постсоветская Россия станет для НАТО партнером, если не членом альянса. "Этого не исключал и сам Путин, когда в 2000 году впервые вступил в должность президента", - напоминают авторы статьи. Теперь же "некоторые не исключают, что возможно столкновение с применением обычных вооружений (сам Путин отверг такой вариант, назвав его безумным), другие указывают на потенциальные угрозы под завесой уловок и подрывной работы, во многом схожие с российской аннексией Крыма и поддержкой, которую она продолжает оказывать этническим русским в ходе войны на Восточной Украине".
Ряд чиновников и высокопоставленных военных уверяют, что для перехода к новой политике НАТО и особенно для укрепления восточного фланга альянса нужно сделать гораздо больше, чем сейчас. Так, министр обороны Польши Томаш Семоняк призвал учесть враждебное отношение России к НАТО - это "не летняя гроза, а климатическое изменение". По его словам, пора задуматься о размещении значительного количества тяжелых вооружений в Восточной Европе.
Но не все страны-члены НАТО настроены столь горячо.
"Есть мнение, что вся эта история - лишь дорожный ухаб и, кое-что слегка подправив, мы сможем вернуться к статус-кво, - сказал в телефонном интервью экс-посол США в России Майкл Макфол. - На мой взгляд, надеяться на это наивно. Путин не изменит позицию и не уйдет с поста. Нам придется существовать в этой ситуации долгое время".
Редакционный комментарий The Financial Times посвящен наращиванию военного присутствия НАТО в Восточной Европе: "Это важная стратегическая инициатива, и ее следует приветствовать. Она не только поможет снизить опасность российской агрессии в Восточной Европе в будущем, но и снова вдохнет жизнь в НАТО", - говорится в статье.
Саммит министров обороны стран Североатлантического альянса, который проходит в Брюсселе в среду, "можно считать моментом, когда НАТО уверенно возвращается к исполнению миссии, заложенной при его основании", пишут авторы.
Создание командных пунктов и складов тяжелого вооружения на территории стран, входящих в НАТО, имеет целью не усиление трений, утверждает газета, это лишь "ответ на давление, которое Москва оказывает на соседей".
НАТО необходимо прекратить урезание оборонных бюджетов - это касается и правительства Дэвида Кэмерона, пишет британское издание. "Кроме того, европейским лидерам необходимо слегка погрузиться в самоанализ насчет того, насколько они готовы к применению силы для противодействия внешним угрозам".
Западу нельзя упускать ни единого шанса разрешить кризис вокруг Украины дипломатическими средствами, говорится в статье. "США и их союзники предпочли бы, чтобы Владимир Путин сделал шаг назад, прекратив вторжение на восток Украины, и чтобы граница Украины с Россией была закрыта. Но пока этого не произошло, политика, направленная на сдерживание и мощную оборону, остается наилучшим способом проявить коллективную решимость", - считает FT.
"Сегодня на совещании министры обороны стран НАТО столкнутся с вызовом, с которым не имели дело после окончания холодной войны, - громогласными ядерными угрозами, исходящими от напористого Кремля", - пишет The Wall Street Journal. На прошлой неделе Путин заявил, что добавит к российскому арсеналу 40 межконтинентальных ракет. "Москва включила ядерные компоненты в свои недавние военные учения, участились полеты ее бомбардировщиков, способных нести ядерное оружие. В последние месяцы российские лидеры неоднократно упоминали о ядерном потенциале своей страны", - говорится в статье.
"То, что Россия посылает ядерные сигналы, оказывает дестабилизирующий эффект, это неоправданно и опасно, - заявил в понедельник генсек НАТО Столтенберг. - Во время холодной войны мы усвоили: со всем, что имеет отношение к ядерному оружию, нужно обращаться крайне осторожно".
В НАТО признают, что им неясно: то ли Кремль демонстрирует свою мощь чисто на словах, то ли намекает на более важные перемены. "Возможно, Москва делает упор на своем ядерном потенциале, так как ее обычные силы, хотя она их возрождает, слабее западных, если сравнивать с мощью советских сил в прежние времена", - пишет газета. В любом случае, вспоминаются мрачные моменты холодной войны.
"Людям следует испытывать страх, - заметил Иво Даалдер, экс-полпред США в НАТО. - Мы теперь в ситуации, когда военная конфронтация больше не немыслима, а подобные хвастливые угрозы повышают риск ошибочных решений". При этом Даалдер отметил: раньше Путин обещал добавить к арсеналу 50 ракет, так что недавнее упоминание о 40 ракетах - знак, что на самом деле планы урезаны.
Командующий 6-го флота США Джеймс Дж. Фогго III заявил, что его корабли по-прежнему действуют в режиме "фаза ноль" - то есть в условиях мирного времени. "Я считаю, что это просто риторика", - сказал он недавно, подразумевая высказывания Кремля.
Миссия РФ при НАТО, отвечая на вопросы газеты, сообщила, что Россия серьезно относится к своим обязательствам по ядерному нераспространению.
Эксперт Лукаш Кулеса (European Leadership Network) считает, что сигналы Москвы адресованы двум аудиториям: западные лидеры должны понять, что не стоит чересчур давить на Россию, в россияне с удовлетворением услышать о возрождении армии - важном элементе обещанного возрождения державы.
В контексте российской агрессии против Украины политики ведут дебаты о вооружении, НАТО создает силы быстрого реагирования, США рассматривают планы складирования тяжелого вооружения в Восточной Европе, а Кремль размещает ракетные комплексы "Искандер" в Калининградской области, дислоцирует дальние бомбардировщики Ту-22М в аннексированном Крыму и заявляет о намерении поставить армии новые системы вооружений, пишет обозреватель швейцарской газеты Neue Zuercher Zeitung Даниэль Вехлин.
В результате всего этого как в политике, так и в СМИ началась настоящая истерика. Автор считает, что не стоит так переоценивать "военные поигрывания мускулами". К примеру, бурную реакцию критиков на Западе вызвало недавнее заявление Путина о том, что еще в 2015 году состав ядерных сил России пополнят более 40 межконтиненетальных баллистических ракет. Речь сразу зашла о "бряцанье ядерным оружием" и "безответственном поведении" России.
Между тем намерения Путин перед возвращением в президентское кресло в 2012 году заявил, что до 2020 года российские Вооруженные силы получат 400 новых межконтинентальных ракет, а в декабре упомянул еще о 50. "Тем не менее, высказывание Путина оставляет место для интерпретаций, поскольку неясно, говорил ли он о новых 40 ракетах или это часть тех самых 50", - говорится в статье. - К тому же неизвестен класс ракет".
Во вторник министр обороны США Эштон Картер заявил в Таллине, что США направят в страны Балтии танки, тяжелую артиллерию и другую технику, чтобы укрепить их безопасность и удержать Россию от попытки вторжения в этом регионе, сообщает корреспондент The Wall Street Journal. Это очередная мера США в ответ Москве. Вашингтон убеждает НАТО более напористо держаться во все более нервозном регионе.
По словам Картера на брифинге для прессы, техника направляется на временные склады в Болгарии, Эстонии, Латвии, Литве, Польше и Румынии.
"Склонность России - пытаться перевести назад стрелки часов и двигаться в истории назад, а не вперед... Мы туда с ними не пойдем", - заявил Картер.
В своем европейском турне Картер подчеркнуто заявлял, что воинственность Путина отбрасывает Россию в прошлое. Но в ответ США, НАТО и другие союзники должны отказаться от "руководств времен холодной войны" и заново осмыслить целый спектр вызовов в сфере безопасности, исходящих от Москвы.
Перед министрами обороны стран НАТО встает вопрос, как утвердить свою военную мощь, не скатываясь до провокационности, говорится в статье.