Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
24 марта 2003 г.

Тьерри Оберле | Le Figaro

Турция оправдывает развертывание своих войск в Иракском Курдистане

Президент Джордж Буш заявил вчера, что США направили "совершенно ясное" послание Турции с призывом не входить в Иракский Курдистан. "Мы очень ясно дали понять туркам, что ожидаем от них, чтобы они не входили на север Ирака". Это заявление противоречит словам, сказанным вчера премьер-министром Турции Режепом Тайипом Эрдоганом, который заявил, что развертывание турецких войск на севере Ирака гарантирует стабильность и безопасность в этом регионе. Эрдоган пояснил, что турецкие войска создадут на иракской границе буферную зону, чтобы помочь беженцам и "воспрепятствовать всякого рода провокациям против сил безопасности", намекая тем самым на курдские вооруженные формирования.

Об идущих на турецком берегу Тигра военных приготовлениях можно скорее догадаться, чем увидеть их. В этой районе, на стыке трех государств ? Турции, Ирака и Сирии, ? бронетранспортеры М-113, джипы и грузовики, перевозящие военное снаряжение, регулярно проезжают по улицам городка Силопи, расположенного у самой иракской границы. Но трудно утверждать, что войска готовятся пересечь границу у пункта Хабур, что в 5 километрах отсюда.

Город превращен в настоящую крепость: повсюду видны наблюдательные вышки и армейские казармы. В сторону Ирака и Сирии смотрят пушки закопанных танков и стволы зенитных батарей; для внутреннего врага в лице курдов предназначены легкие бронемашины. Завтра весь этот военный арсенал может быть развернут по другую сторону границы, рискуя спровоцировать одну войну "внутри" другой.

По рассказам жителей Силопи, за последние недели турецкие войска получили крупные подкрепления. "Месяц назад сюда прибыло более 350 танков, большие колонны автофургонов и около 150 джипов, а также три десятка автобусов с солдатами", ? рассказывает местный коммерсант.

На выезде из города начинаются ряды казарм, которые заканчиваются у блокпоста турецкого спецназа, солдат которого легко узнать по голубым беретам. У них приказ: никого не пропускать в Хабур.

Лишь нескольким легким грузовикам еще разрешается доехать до этого пункта. "На улицах села Хабур разместились сотни солдат. Там пограничники противостоят отрядам пешмерга (курдским боевикам ? прим. ред.). Насколько мне известно, до сих пор никаких инцидентов не было. Турецких рейдов тоже не было", ? говорит шофер Хошьяр.

Когда месяц назад граница была закрыта, в Силопи начался кризис. Сотни старых грузовиков, перевозивших на иракскую сторону товары первой необходимости в обмен на мосульскую нефть, стоят "на приколе".

"Для нас война началась с закрытия границы. С этого времени мы испытываем на себе последствия конфликта и не знаем, когда все это кончится", ? говорит мужчина в широких штанах, жилетке и кепке. Собравшиеся вокруг него люди с бесконечным вниманием слушают каждое слово этого человека. Глава одного из крупнейших кланов в Силопи, насчитывающего 2500 членов, он предпочитает не называть своего имени. За исключением самых активных политиков, курды редко говорят о том, что у них на уме, какой бы ранг они ни занимали. Слишком много крови было пролито во время "грязной войны", и оптимизм здесь не в почете. "У нас есть ощущение, что от всей этой истории мы окажемся в проигрыше", ? говорит представитель клана Халал.

Хотя военные признают, что укрепляют свои позиции, в субботу армия опровергла сообщение о недавней переброске около тысячи солдат на сопредельную территорию. Переданная в прессу анонимным военным источником, эта информация, несомненно, имела своей целью прозондировать настроения общественности и реакцию зарубежных стран.

Впрочем, вопрос не столько в том, чтобы проверить, действительно ли небольшое число турецких военнослужащих только что появилось на севере Ирака, сколько в том, чтобы выяснить, сколько бойцов спецназа уже находится на месте. Ибо, по некоторым данным, в Иракском Курдистане, который со времен войны 1991 года не подчиняется контролю Багдада, их насчитывается от 1500 до 3000. Спецназ ведет борьбу с боевиками бывшей ПКК. Пока все ограничивается мелкими операциями, пешмерга закрывают на это глаза. Крупный рейд может резко изменить ситуацию и вызвать немедленную реакцию со стороны курдов, оппозиционных к багдадскому режиму.

Турецкое государство представляет свою операцию как обычную полицейскую вылазку. Ее цель, утверждают министры, состоит в том, чтобы обеспечить безопасность на границе и предотвратить наплыв беженцев. Но на сегодняшний день в Силопи зарегистрирован лишь один иракец, подпадающей под эту категорию. Официально турецкие генералы планируют, продвинувшись вглубь иракской территории как минимум на 20 км, создать здесь буферную зону. Но при этом турецкие военные близко подойдут к нефтяным месторождениям Мосула ? столицы иракских курдов и бывшей столицы Османской империи.

США оказывают сильный нажим на Анкару, желая не допустить осложнения ситуации. Американские власти в гневе от того, что им пришлось отказаться от открытия северного фронта из-за отказа Турции пропустить их войска. В этих условиях трудно ожидать, что Вашингтон даст добро на вступление турок в Ирак. Но спор не окончен. Нельзя утверждать, что Турция не попытается разыграть свою собственную карту. И тогда силопскому солдату, который все минувшее десятилетие был призван отражать нападения курдских экстремистов, придется делать то же самое ? но уже на соседней территории.

Источник: Le Figaro


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru