Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
24 мая 2002 г.

Анджей Рыбак | Financial Times Deutschland

Путин ? человек, делающий из всего тайну

На саммите в Москве Джордж Буш столкнется с властителем, который сейчас силен как никогда. Президент России создал в Кремле непрозрачный центр, который продвигает вперед реформы и изнутри ослабляет демократию.

Опять перед Думой стоит сотня людей с красными флагами. "Америка хочет гибели России", - скандирует толпа перед российским парламентом. "Мы не хотим вашей демократии и рыночной экономики", - бушуют старые коммунисты. На этот раз их негодование направлено против закона о земле, который разрешит свободную продажу сельскохозяйственных земель иностранцам. "Продавать русскую землю ? это все равно, что продавать собственную мать", - яростно взывают демонстранты.

Однако на депутатов Думы это не произвело впечатления: они равнодушно приняли в первом чтении закон о земле ? в конце концов, им это порекомендовал президент Владимир Путин. А это в сегодняшней России кое-что да значит.

С принятием закона о земле рушится один из самых важных символов коммунизма, который не посмел тронуть даже антикоммунист Борис Ельцин. А вот его преемник Путин отважился, причем незадолго до визита президента США Буша, самопровозглашенного непревзойденного эксперта-рыночника и нового друга хозяина Кремля.

"Система Путина"

Легкость, с которой закон о земле преодолел в парламенте первый барьер, является лучшим доказательством тех огромных перемен, которые произошли в России после ухода Ельцина. Путину удалось консолидировать прежде неуправляемую страну. В Думе он опирается на четыре центристских и либеральных партии, которые гарантируют ему стабильное большинство.

Совет Федерации, в котором губернаторы раньше лоббировали свои личные интересы, уже лишен своего прежнего влияния. Сегодня президента поддерживают бывшие оппозиционеры, даже кое-кто из ориентированной на реформы либеральной партии "Яблоко". Путин установил в России "управляемую демократию", говорит ее лидер Григорий Явлинский. Короче, у власти находится "система Путина".

Российские политические институты выхолощены, государство установило контроль над национальными телеканалами, суды действуют по указке сверху. Однако россияне довольны: примерно две трети из них при каждом опросе заявляют о своем согласии с политикой отца народов. Сейчас за него на выборах голосовала бы даже половина электората партии "Яблоко". "Путин пробудил у людей ощущение, что он выведет страну из тупика", - объясняет московский специалист по изучению общественного мнения Игорь Бунин.

В то время как критики снова и снова говорят о "единомыслии" и "централизации", сторонники Путина восхваляют новую "эффективность" и "управляемость". Экономические реформы, которых граждане России ждали целое десятилетие, проходят через Думу с невероятной скоростью: идет ли речь о налоговой, пенсионной или земельной реформах, подо все подведена законодательная база, даже если остаются сомнения относительно воплощения этих реформ в жизнь.

Статистика тоже говорит в пользу Путина: уже три года, подстегиваемая высокими ценами на нефть, страна испытывает экономический подъем. Реальные доходы за это время выросли более чем на 30%, опять своевременно выплачиваются пенсии и зарплаты, а в морозные зимы россияне больше не мерзнут в своих домах.

Одновременно прав и Андрей Рябов, сотрудник Московского центра Карнеги, когда он говорит: "Путин, чтобы модернизировать Россию, готов поступиться демократическими правилами игры". Правительство Михаила Касьянова, которое формально возглавляет экономические реформы, вряд ли самостоятельно в своих решениях. Министры следуют исключительно указаниям президента. Реальная власть сосредоточена исключительно внутри Кремля: тем временем администрация президента встала над политикой и экономикой, принимая все стратегические решения без учета общественного мнения и привлечения законных демократических институтов.

Ведущую роль в системе Путина играют глава администрации президента Александр Волошин, занимающий этот пост еще со времен Ельцина, а также доверенные лица Путина ? Игорь Сечин и Виктор Иванов. Ключевые позиции заняты людьми, которых президент знал по Санкт-Петербургу или по своей прежней работе в КГБ. Система базируется, прежде всего, на лояльности ? профессионализм не играет почти никакой роли. Например, военные, которых Путин назначил "надсмотрщиками" в пяти из семи российских федеральных округах, едва ли доросли до уровня стоящих перед ними задач.

При этом укрепление спецслужб и милиции нередко дает уродливые плоды: права человека нарушаются не только в Чечне, где кремлевский властитель уже два с половиной года ведет войну. Расправляют крылья правые радикалы.

"Путин легко может стать заложником сил, которые он сам же и пробудил, - полагает лидер "Яблока" Явлинский. - Сможет ли его преемник удержать в узде милицию и спецслужбы"?

Хотя президент и дал старт серьезной реформе суда, но в то же время Кремль манипулирует судебной системой в собственных интересах. За большинством российских политиков и предпринимателей водятся серьезные грехи вплоть до убийства, но Генеральная прокуратура целенаправленно преследует тех, кто выступает против Путина. Неудобных кандидатов на местных или губернаторских выборах выводят из игры при помощи судов.

Что же касается внешней политики, то здесь президент распрощался со многими нелепыми представлениями, что хорошо воспринимается такими гостями, как американский президент Буш. "Новое имперское поведение, как еще бывало при Ельцине, при Путине все больше уступает место прагматичной политике интересов", - считает Хайнц Тиммерман из Немецкого общества внешней политики. Кремль впервые оказался способным к реалистичной оценке своих относительно скромных материальных ресурсов. Путин, в отличие от Горбачева или Ельцина, не верит в третий путь России. Поиск национальной идеи, ради которого Ельцин взял на службу сотни политологов, историков и деятелей искусства, окончен.

В ожидании диктатуры

Президент распрощался с идеологической миссией и панславянскими взглядами, с иллюзорной мечтой об объединении России, Белоруссии и Украины. Он быстро понял, что будущее России ? только в сближении с Европой, теперь ? и с Америкой.

"Самая большая заслуга Путина ? это ориентация России на Запад", - хвалит его штатный критик Явлинский. Поскольку гигантское государство пошло по западному пути не только в экономике, но и при построении политики безопасности, Путин больше не настаивает на многополярности мира, он связывает себя с НАТО и Западом.

Он не пытается вогнать клин в трансатлантический союз между Европой и США, что охотно, но безуспешно пытался делать Ельцин, а стремится к созданию стратегического треугольника Россия ? Европа - США. Для этого он готов согласиться с расширением НАТО на Восток или выходом Вашингтона из договора по ПРО, хотя российские "ястребы" воспринимают это не иначе как измену Родине.

Итог его президентства будет зависеть в конечном счете от того, как пойдут реформы. "Сегодня стакан Путина либо наполовину полон, либо наполовину пуст, - считает московский эксперт в области экономики Лариса Латынина. Настоящие проблемы еще впереди". И никто не знает, что произойдет, если он с ними не справится и кто-то другой возьмет власть в Кремле в свои руки. Поскольку Путин не является диктатором, он также высказывается против продления срока своих полномочий. Однако многие русские с радостью бы восприняли установление диктатуры.

К тому времени надо бы позаботиться о культе личности: на заводах уже отливают бюсты Путина, молодые поэты пишут оды в честь президента. К чему это может привести, уже почувствовал на своей шкуре корреспондент немецкой газеты Taz (Die Tageszeitung): с тех пор как он осмелился посмеяться над культом Путина, над его головой сгустились тучи.

Источник: Financial Times Deutschland


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru