24 мая 2002 г.

Жан-Мишель Бадер | Le Figaro

Женщина способствовала повышению интеллекта мужчины

Редакция британского еженедельника New Scientist решила отметить День матери забавным образом. Последний номер этого просветительского журнала вышел под сенсационным заголовком: "Фактор Х". Объяснение: человеческий род, вероятно, обязана своими интеллектуальными способностями женщинам, потому что наши пра-пра-пра и т.д. бабушки, благодаря своему блестящему уму, умели выбирать партнеров и использовали свои Х-хромосомы для передачи "генов интеллекта".

Журнал опирается на данные реальных научных исследований, опубликованных в прошлом году в журнале Trends in Genetics, но делает достаточно рискованные выводы: женщина - двигатель мужского интеллекта, двигатель эволюции нашего современного мозга. Однако авторы научной статьи воздержались от таких выводов.

Вот о чем идет речь: умственная отсталость проявляется на 30% чаще у мальчиков, чем у девочек. Немецкие генетики Хорст Хамайстер и Ульрих Цехнер, использовав банки данных по наследственным болезням, выяснили, что Х-хромосома содержит больше генов, являющихся носителями одной или нескольких мутаций, ответственных за умственную отсталость, чем другие хромосомы. Из 958 выявленных наследственных характеристик, приводящих к умственной отсталости, 21,1% таких генов переносятся Х-хромосомой. Напомним, что у мужчины всего одна Х-хромосома, а у женщины - две. Количество генов, носителей мутаций, которые тем или иным образом влияют на интеллектуальные способности, на Х-хромосомах в шесть раз больше, чем на всех остальных.

Кроме того, Х-хромосома играет особую роль в определении пола: у женщин их две, и, как и другие хромосомы, они несут в себе две копии каждого гена. Но у мужчин лишь одна Х-хромосома, и в паре с ней - маленькая Y-хромосома, образующие так называемую неустойчивую хромосомную пару. Мутации, происходящие случайно, могут закрепиться или исчезнуть. Если произошла рецессивная мутация, иными словами, если она касается лишь одного гена, то пара нормального гена ликвидирует этот эффект. Мутации неполовых хромосом обречены на генетические изменения. Но мутация в Х-хромосоме проявляется во всех носителях мужских признаков, у которых лишь она пара генов и отсутствует нормальный ген в их Y-хромосоме для того, чтобы аннулировать эффект мутации.

Из этого следует, что мутации генов Х-хромосомы более часто сопровождаются умственной отсталостью и чаще всего это происходит у мужчин. "Было бы большим преувеличением, основываясь на этих фактах, делать вывод о том, что нормальные гены связаны с интеллектом, - подчеркивает Мишель Дюим (CNRS, Montpellier). - Гены, отвечающих за интеллект, пока не найдены". Не было выделено никаких генов, связанных с проявлением глубокого умственного отставания, ни один из 50 генов, который бы был связан с изменениями коэффициента умственного развития не расположен в Х-хромосоме. "Более того, - говорит в заключение Мишель Дюим, - немецкие ученые совершенно недопустимым образом переходят от патологии к нормальному состоянию интеллекта, не сообщая о результатах исследований по выявлению генов нормального интеллектуального развития. Они сами приходят к выводу о том, что такие факторы окружающей среды, как обучение, являются самыми важными при определении QI!"

Источник: Le Figaro