Присудив награду антибушевскому фильму Майкла Мура, жюри Каннского фестиваля, быть может, изменило ход истории.
Антибушевский фильм "Фаренгейт 9/11" Майкла Мура стал первым документальным фильмом, который выиграл золотую пальмовую ветвь фестиваля с 1956 года, когда высшей награды был удостоен документальный фильм "В мире безмолвия" морского исследователя Жака Кусто. Фестиваль наградил Мура за его едкую критику неубедительной приверженности Буша демократии, связей семьи Буша с семьей бен Ладена и отвлекающей войны в Ираке. Это укор Америке республиканцев и крупных концернов и жест презрения, исходящий из самого центра старой Европы.
Все в Каннах думали, что главная награда достанется прекрасному и загадочному фильму Вон Кар-вая "2046" или "Дневнику мотоциклиста" режиссера Вальтера Саллеса. Но с самого начала было очевидно, что "Фаренгейт 9/11" выходит за традиционные художественные рамки фестиваля. Широкий показ его в кинотеатрах может довести антивоенные и антибушевские настроения до апогея. Это может решить судьбу президентских выборов и даже судьбу американских и британских войск в Ираке. Нечасто Каннскому жюри предоставляется возможность изменить ход истории.
Во время награждения на набережной Ла Круазетт чувствовался такой же неистовый дух протеста, как при протесте против войны во Вьетнаме. Как и у всех остальных, после просмотра этого фильма у меня появилось чувство, что трагедия в Ираке происходит у нас за спиной, и мы ее не видим. Присуждение пальмовой ветви этому фильму должно заставить нас обернуться.