Пропускная способность нефтепроводов слишком мала. Энергетические концерны заключают альянс.
Три крупных компании российской энергетической отрасли на секретной встрече в сибирском городе Сургут договорились о заключении альянса, который будет иметь далеко идущие последствия на российском нефтяном и газовом рынке.
Триумвират - Алексей Миллер, председатель правления государственного газового монополиста "Газпром", Владимир Богданов, глава частного нефтяного концерна "Сургутнефтегаз", и Сергей Богданчиков, директор единственного государственного нефтяного предприятия "Роснефть" - впредь собираются совместно эксплуатировать огромные запасы нефти и газа Восточной Сибири и Дальнего Востока. Идея понравилась и Виктору Вексельбергу, главе совместного российско-британского предприятия ТНК-ВР. Он направил письмо, в котором поинтересовался возможностью присоединиться к тройке.
Мысль о согласованных действиях государства и частного сектора, вероятно, придется по вкусу и президенту Владимиру Путину. Ему давно уже не дает покоя тот факт, что частный сектор снимает пенки суперприбылей. Попытка Кремля национализировать ЮКОС демонстрирует курс, о котором один из советников Путина говорит так: "Государство стремится вернуть себе контроль над стратегическими товарами, такими, как нефть и газ".
В 2003 году чистая прибыль российских нефтяных концернов составила 25 млрд долларов, а оборот отрасли - около 70 млрд.
В Кремле говорят, что Россия должна "максимизировать" экспорт нефти и действовать против политики высоких цен, проводимой ОПЕК, дабы оградить мировую экономику от коллапса. Приятный побочный эффект: при цене около 40 долларов за баррель российские нефтяники зарабатывают огромные деньги. Себестоимость сибирской нефти, включая транспортировку, составляет около 12 долларов.
Россия является самой крупной нефтедобывающей страной в мире. В прошлом году страна добыла 421 млн тонн нефти - впервые больше, чем Саудовская Аравия. Такая тенденция продолжается и в этом году. Россия увеличила добычу примерно до 9,2 млн баррелей в день и планирует, что рост в этом году составит 10 процентов по отношению к 2003 году.
Саудовская Аравия сейчас добывает около 8,5 млн баррелей в день. По данным Middle East Economic Survey, десять стран ОПЕК (не считая Ирака) сейчас добывают около 26 млн баррелей ежедневно. Тем самым доля стран ОПЕК в мировой добыче составляет примерно 40 процентов.
Хотя Москва способна вызвать определенное раздражение ОПЕК, 77 процентов разведанных запасов все равно находятся на территории стран, входящих в эту организацию. Саудовская Аравия "сидит" на 260 млрд, Россия - на 60 млрд баррелей. Между тем анализ, проведенный российской брокерской компанией Brunswick UBS, показал, что Россия на самом деле располагает 180 млрд баррелей разведанных запасов.
Неважно, сколько на самом деле нефти у России. Два фактора ограничивают ее поток. Во-первых, Россия ведет добычу на переделе возможностей. Нефтяные концерны, напуганные делом ЮКОСа, тратят больше денег на дивиденды и покупку активов вне нефтяного сектора, чем на расширение мощностей. Во-вторых, государственные трубопроводы стали пресловутым "узким местом".
Семен Вайншток, президент нефтепроводной компании "Транснефть" заявил, что пропускная способность в 800 тысяч баррелей в день уже в этом году окажется слишком маленькой. "Мы на абсолютном пределе", - говорит он.
Как российский двуглавый орел, который смотрит на Запад и на Восток, Россия собирается снабжать своим сырьем как Запад, так и Восток. Вайншток требует превратить порт Приморск в нефтяной терминал. Такие концерны, как "Лукойл" и ЮКОС, собираются покорять американский рынок путем прокладки нефтепровода до Мурманска, откуда нефть будет перевозиться танкерами.
Азиатские рынки, говорит Вайншток, будет обслуживать трубопровод протяженностью в 4500 км из Сибири до Находки. Собравшиеся в Сургуте руководители тоже поддерживают этот проект стоимость 12 млрд долларов. ЮКОС же предложил собственный экспортный маршрут: он с удовольствием качал бы сибирскую нефть не к Тихому океану, а прямо в сердце Китая.
Проблема в том, что государство запрещает строительство частных нефтепроводов, однако само вкладывать деньги не хочет. Пока не прокладываются новые трубы, ЮКОС по старинке посылает в Срединную Империю составы с цистернами.