Большая часть древностей, продающихся в Великобритании, либо краденые, либо поддельные. Об этом на конференции по проблемам преступности в сфере искусства сообщил ведущий научный сотрудник Британского музея.
Пол Крэддок, в задачи которого входит проверка подлинности артефактов, заявил, что пока международные законы не смогли побороть эту проблему. "Количество настоящего материала на рынке очень, очень невелико, - отметил Крэддок. - Сегодня большая часть древностей либо краденая, либо поддельная".
Это заявление, сделанное на конференции, организованной в Лондоне Совещательной комиссией по борьбе с мошенничеством, может нанести существенный ущерб прибыльному лондонскому рынку.
Британский рынок искусства, как предполагается, приносит 500 млн фунтов, а в 2000 году полиция арестовала в одном только Лондоне краденых или поддельных предметов искусства на 22 млн фунтов.
Кражи предметов искусства начались века назад, но также являются и современным феноменом, как это продемонстрировало разворовывание артефактов после вторжения в Ирак два года назад.
Комментарии Крэддока вызвали протесты у некоторых делегатов на конференции. Рос Райт, председатель комиссии по борьбе с мошенничеством, заявил: "Я уверен, что ни у кого не сложилось впечатления, что стоит подозревать в подделке все предметы искусства на рынке".
Аукционные дома и галереи в Лондоне в последние годы укрепляют меры безопасности, а в 2003 году был принят закон, по которому запрещается продавать предметы искусства с сомнительной репутацией. Дома аукционов, также и банки, должны гарантировать, что их не используют для отмывания подозрительных денег и предметов, указанных в перечне утраченных предметов искусства (составленном одноименной лондонской организацией Art Loss Register), содержащем 160 тыс. пунктов. Это привело к тому, что количество краденых работ на аукционных торгах сократилось.
Однако, по словам Крэддока, масштаб проблемы таков, что сам он, прежде чем купить что-либо, потрудился бы восстановить полную и четкую историю этого предмета искусства. Он привел в пример американскую наследницу большого состояния, за два года собравшую крупную коллекцию ближневосточных ювелирных украшений. Однако, когда коллекцию привезли в музей, оказалось, что большая часть украшений были подделками.
Одной из самых известных подделок, приобретенных Британским музеем, был Crystal Skull, якобы ацтекский символ смерти, купленный в 1897 году. Современный анализ показал, что он был вырезан и обработан инструментами, которые использовались в Европе XIX века.
Александра Смит из Art Loss Register, заявила, что истинный масштаб краж предметов искусства неизвестен. "Очень сложно сказать, сколько художественных работ крадется, потому что многие люди не сообщают о краже, - отметила она. - Один заграничный музей недавно потерял 300 картин, однако никого не уведомил, потому что был сконфужен".
Как кражи изменили рынок искусства
Хелен Маккормак
Воры издавна использовали рискованные схемы краж предметов искусства. Организованная преступность традиционно использовала слабые меры безопасности в галереях и домах, выбирая ценные предметы, которые затем будет можно выгодно продать на рынке за большие деньги. Украденные манускрипты, скульптуры и резные работы сменяли владельцев, в итоге переходя с черного рынка на легитимный международный рынок искусства и оседая в домах состоятельных покупателей, ничего не знающих о незаконном пути, проделанном их покупкой.
Однако изменения в законодательстве, а также операции полиции привели к тому, что теперь за украденный предмет искусства никто не даст высокой цены. Черный рынок сам по себе стал более "продвинутым", указал на конференции Марк Далримпл, директор Tyler and Co, организации страховых инспекторов. Краденое теперь становится формой валюты в уголовном мире. Вместо того чтобы возвращаться на открытый рынок, предметы искусства становятся финансовой гарантией или расплатой за наркотики или оружие. В одном случае преступник с севера Англии заложил картину Тициана за 50 тыс. фунтов наличными, чтобы выплатить залог и выйти из тюрьмы. Поскольку продать картины стало сложнее, цены на них упали. Вероятно, именно эти жесткие условия в последние годы позволили вернуть несколько известных работ их законным владельцам.
"Люди понимают, что нелегко отмыть деньги с помощью искусства или древностей", - подчеркнул Далримпл.
Галереи печально известны своим нежеланием разглашать детали обстоятельств получения и возвращения краденых работ. Например, галерея "Тейт" объявила, что в ее распоряжении имеются две работы Тернера, украденные в 1994 году из музея во Франкфурте. Как картины оказались в галерее, остается загадкой.