План администрации Буша по размещению 10 перехватчиков системы ПРО в Польше перерос в немаловажный объект раздоров между Москвой и Вашингтоном. Выступая в феврале в Мюнхене, президент Владимир Путин предостерег, что осуществление плана повлечет за собой "очередной виток неизбежной в этом случае гонки вооружений".
Вторя этому прогнозу, Путин недавно объявил мораторий на выполнение Россией важного соглашения о контроле над вооружениями - заключенного в 1990 году Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Это заявление фактически означало, что Россия отныне считает себя вправе наращивать свои обычные вооруженные силы у границ с государствами НАТО.
Возможно, негодование России на этом не будет исчерпано. Спустя несколько дней после мюнхенской речи Путина представитель высшего российского командования генерал Юрий Балуевский заявил, что если США не оставят свои планы ПРО, то Россия выйдет из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (Договора о РСМД). Этот договор 1987 года обязывал США и СССР уничтожить все имевшиеся у них ракеты дальностью от 500 до 5500 км и запрещал им обзаводиться подобными ракетами в будущем.
Против Договора о РСМД Россия ропщет уже несколько лет. Путин посетовал, что этому соглашению недостает "универсального характера", с горечью отметив, что многие соседи России, в том числе Иран и Северная Корея, уже вооружены ракетами, которые запрещено иметь США и России, меж тем как другие страны их разрабатывают.
Претензии России к Договору о РСМД и к американским планам системы ПРО - две стороны одной медали; все это реакция на проблему распространения ядерного оружия. В ответ на эту неуклонно нарастающую угрозу Америка создает систему обороны от ракетных ударов. Россия же, говоря о возможности своего выхода из Договора о РСМД, дает понять, что собирается в ответ вооружиться новыми наступательными ракетами.
Разумеется, Россия настаивает, что именно в противовес ей, а не Ирану задумана американская система ПРО в Европе. Но если Россию действительно тревожит опасность дополнительных 10 ракет-перехватчиков для ее стратегических ядерных сил, насчитывающих 2200 боеголовок, тогда она должна лишь аплодировать решению разместить эти перехватчики в Европе, а не на Аляске, где сосредоточена большая часть перехватчиков США.
Российские межконтинентальные баллистические ракеты, запущенные с баз в Восточной Европе и Средней Азии по объектам в Северной Америке, полетят не над Польшей, а над Арктикой - прочь от Польши, так что запущенным из Польши перехватчикам придется мчаться с большой скоростью, чтобы их нагнать. Зато Аляска находится прямо на курсе российских баз баллистических ракет, так что размещенные в этом штате перехватчики имеют больше шансов сбить российские ракеты на подлете.
Итак, беспокойство России по поводу элементов ПРО в Центральной Европе исходит из ложных предпосылок. Зато нарекания Путина по поводу Договора о РСМД не безосновательны. В тот период, когда было заключено это соглашение, США и СССР эффективно устранили для себя угрозу, исходящую от ракет дальностью в 500-5500 км. Однако теперь, в результате распространения ракет, эта угроза вновь стала актуальной.
Путин был абсолютно прав, заявив, что в мире, где ракеты широко распространены, Договор о РСМД долго не продержится. Было бы наивно ожидать, что США и государства, ставшие преемниками СССР, навечно останутся единственными в мире странами, которым запрещено иметь такие ракеты, если другие продолжают размещать их во все возрастающем количестве. Если уж сохранять Договор о РСМД, то распространение ракет следует остановить.
Доселе усилия по предотвращению распространения ракет касались преимущественно контроля над экспортом. Эти усилия замедлили, но не предотвратили распространение ракет. Прежде чем смиряться с неизбежностью распространения этого вида вооружений, России и США следовало бы разобраться, нельзя ли превратить Договор о РСМД в многосторонний запрет ракет средней дальности.
Обновленный Договор о РСМД, к которому присоединится большая часть стран в непосредственном окружении России, обеспечит Москве куда большую безопасность, чем старания угнаться за наступательными ракетными арсеналами соседей. Кроме того, если государства типа Ирана удастся уговорить вступить в расширенный Договор о РСМД, отпадет рациональная необходимость в новых элементах системы ПРО в Центральной Европе.
Сейчас Россия стремится противодействовать размещению ПРО в Центральной Европе, грозя наращиванием обычных вооружений и призраком ядерной войны, но эта стратегия почти наверняка обернется против нее самой. Гораздо более реалистичным способом достигнуть ее целей для России были бы единодушные действия вместе с США в сфере дипломатии, направленные на обуздание ракетной угрозы в мировом масштабе.
Стивен Рейдмейкер - бывший заместитель госсекретаря США по вопросам международной безопасности и нераспространения ядерного оружия, а ныне вице-президент фирмы Barbour Griffith & Rogers