По мнению бывшего британского дипломата Карна Росса, как явствует из его статьи для The Guardian, есть две основные причины, по которым Совбез ООН не отреагировал на произошедшее в Сирии массовое убийство гражданского населения: "первая - в том, что Россия как обладающий правом вето постоянный член [Совбеза] дала понять, что заблокирует такую меру. А вторая - в том, что США не готовы пойти наперекор России".
В силу ливийского "похмелья", как назвал это явление обозреватель Foreign Policy Колам Линч, резолюция по Сирии будет заведомо менее жесткой, чем по Ливии. "Однако российские дипломаты ясно показали, что не пойдут даже на такой мягкий шаг. И дело не в том, что Россия особенно дорожит отношениями с Дамаском. Да и роль России на Ближнем Востоке зачастую преувеличивают. Декларируемый Россией довод состоит в том, что ООН следует ограничить свое вмешательство в суверенную внутреннюю политику тех или иных государств. На самом же деле причина носит более вульгарный характер и в открытую обсуждается в коридорах ООН. Это не "похмелье" от Ливии; это "тотальная месть", как сказал мне один дипломат. Россия хочет, чтобы все знали: не надо было злоупотреблять ее согласием на военные действия стран Запада в Ливии, и в случае с Сирией она подыгрывать отказывается. Это дипломатическая версия разборок в песочнице - и большего уважения она не заслуживает... Это элемент давней постсоветской традиции в российской дипломатии: низкий, мстительный обструкционизм, не особо учитывающий действительность", - негодует Росс, вспоминая позицию России по делу Милошевича, вопросу о признании независимости Косово, а в последнее время - и по американской системе ПРО.
Посыл российской политики видится автору следующим образом: "Мы - гордая страна... будете шутить с нами шутки - поплатитесь, причем, если потребуется, в совершенно отвлеченной сфере". Хотя "двуличность" самого Запада и его интриги в ООН "в какой-то (незначительной) мере извиняют мелочность России", ее позиция все же "непростительна ввиду массового убийства мирных демонстрантов в Сирии. К сожалению, это сходит им с рук. Европейцы хотят вынести резолюцию на обсуждение и заставить Россию (если та будет и дальше угрожать наложением вето) объяснить, почему же она защищает смертоносные поступки Асада от международного порицания... Однако на этот раз США снова сдают назад из опасений, что российское вето ухудшит ситуацию".
"Русских с их тактикой в ООН нужно вывести на чистую воду; поставьте резолюцию на голосование, - призывает автор. - Держу пари, она пройдет. А если русские и вправду наложат вето, всем будет ясно, кого винить... Выкладки дипломатов, что реакция ООН на массовые убийства в Сирии каким-то образом связана с резолюциями по Ливии, а также расшаркивания перед российским самолюбием напоминают людям о том, что они больше всего ненавидят в дипломатии: ее предмет - не реальность истребляемых солдатами на сирийских улицах граждан, а дипломатические игры в отдаленных кабинетах. Здесь, разумеется, нужно принимать в расчет лишь одно - участь несчастного народа Сирии. Надеюсь, что ради него дипломаты в ближайшее время вернутся к реальности".