Анализируя события в Косово, Тиморе и Чечне, французский парламентарий приходит к выводу об отсутствии у Европы единого подхода к кризисным ситуациям в различных странах. В частности, возвращаясь к итогам Стамбульского саммита и подчеркивая излишнюю робость лидеров западных стран в отношении Москвы, Леллюш заявляет, что для Франции и Европейского союза настало время для разработки четкой политики в отношении России. А пока он предлагает европейским странам реализовать четыре пункта его плана оказания помощи беженцам из Чечни: "...сделаем это для них, но, вероятно, в большей степени для завтрашней Европы."
Трижды в течение уходящего года правительства применяли военную силу против населения своих стран. Косово, Тимор, Чечня: всякий раз международное сообщество реагировало по-разному, порой совершенно непоследовательно, - пишет Лелюш.
В Косово НАТО предприняло военную операцию, не имея мандада Совета Безопасности ООН: эта война была справедливой с моральной точки зрения, но незаконной.
В Тиморе австралийская сторона действовала в соответствии с Хартией ООН, но явно воспользовалось сменой власти в Индонезии, что в комплексе привело к обретению независимости этой территории, аннексированной в 1975 году с благословления самой Австралии.
Что касается второй чеченской войны Кремля, то до Стамбульского саммита ОБСЕ лишь американцы позоволили себе некоторые взвешенные критические высказывания: европейские страны хранили робкое молчание. Именно поэтому основное бремя этой войны несет на себе мирное чеченское население: с 1994 года жертвами двух чеченских войн стали по крайней мере 50 тысяч человек, сотни тысяч человек стали беженцами.
Совершенно очевидно, что речь идет о двойном подходе: в зависимости от того, сильное или слабое государство-агрессор, и представляет ли оно интерес для западных стран со стратегической или экономической точек зрения. Чечня, также как и Тибет, является частью великой державы, постоянного члена Совета Безопасности ООН. В данном случае, право народов самим распоряжаться своей судьбой отходит на второй план, уступая место "реальной политике" и священной стабильности суверенных границ. Балаганный фарс в Стамбуле, где Россия не сделала ни одной важной уступки, вновь заявив, что чеченская проблема является исключительно внутренним делом, является подтверждением этого принципа, - пишет автор.
Однако в Косово "гуманитарное вмешательство" возобладало над национальным суверенитетом и даже над Хартией ООН, когда обошли вето Китая и России.
Говоря о бесполезности долгих рассуждений о непоследовательности политики западных стран, автор все же указыает на то , что эти рассуждения позволяют осознать, что после завершения периода "холодной" войны нынешняя международная система находится в состоянии хаоса. По его мнению, со временем будет все труднее и труднее приводить в действие эту систему (в зависимости от конкретной ситуации, оправдывать интревенцию или невмешательство) в условиях, когда общественное мнение полностью дезориентировано.
Автор убежден, что в самое ближайшее время, после завершения саммита ОБСЕ в Стамбуле, Франция и другие европейские страны должны принять действенное участие в урегулирвоании ситуации на Кавказе.
Россия, по мнению автора, вынашивает далеко идущие планы: западные страны не могут оставаться безразличными перед лицом войны в Чечне и политики России в Грузии, Армении и Азербайджане.
Франции и Европейскому союзу не достает серьезной политики в отношении России, которая бы не сводилась лишь к тому, чтобы закрывать глаза на внутренние, внешние и финансовые нарушения, на которые идет нынешний кремлевский режим во имя стратегической "стабильности"... Чеченская проблема, также как и ситуация на Кавказе в целом, входит в сферу интересов не только России, но и всех ее европейских партнеров. Франция и Европа, должны, по крайней мере, взять на себя инициативу по реализации четырех пунктов простого, по сути , плана:
- прекращение российской стороной обстрелов населенных пунктов и гражданского населения;
- создание на территории Чечни гуманитарной зоны, куда бы доставлялась гуманитарная помощь(прежде всего продукты питания, медикаменты и полевые госпиталя);
- начало переговоров по политическому урегулированию с участием наблюдателей из европейских стран;
- размещение в течение зимнего периода а странах ЕС чеченских раненых и детей.
Надо наконец отказаться от непосделовательности, - пишет Лелюш. Еще не поздно предпринять шаги по оказанию помощи гражданскому населению Чечни, что, по мнению автора, в большей степени необходимо для будущей Европы.