Белая шевелюра Шеви, как Эдуарда Шеварднадзе называют его друзья, была также отличным символом. Чем-то вроде звездно-полосатого флага, воткнутого в землю под боком у России. Для московских генералов он был настоящей болезнью. Тем более что при Михаиле Горбачеве бывший министр иностранных дел СССР внес большой вклад в развал империи. Российские военные считали его предателем.
В глазах американцев, стремившихся захватить стратегические позиции на Кавказе, Эдуард Шеварднадзе, несмотря на грузинскую смуту (а может быть, именно по этой причине) был идеальной фигурой. Через Грузию США планировали транспортировать каспийскую нефть к средиземноморским терминалам; присутствие американцев в Грузии замыкало кольцо вокруг взрывоопасного Ближнего Востока. Самым громким эпизодом этого наступления была посылка весной прошлого года небольшого контингента американских инструкторов для приведения хотя бы в минимальную готовность грузинской армии с ее анархией.
Сценарий был разыгран достаточно неплохо. Как раз в то время русские жаловались, что Шеварднадзе предоставил (добровольно или нет?) убежище чеченским партизанам в не контролируемых никем горах на северо-востоке Грузии. Что ж, недочет предлагалось устранить. Американская любезность, разумеется, не понравилась Москве. Генералы ворчали все сильнее, и Владимиру Путину ровно год назад пришлось взять на вооружение доктрину превентивного удара, угрожая Тбилиси интервенцией. Одновременно Россия завершала отделение мятежной Абхазии от остальной части Грузии.
Тем временем американцы сумели по достоинству оценить степень эффективности руководства страной их другом Шеви и масштабы поразившей Грузию коррупции. Выборы 2 ноября стали своеобразным тестом.
Джеймс Бейкер, бывший государственный секретарь и дипломатический партнер грузинского лидера, в июле приехал в Тбилиси, чтобы посоветовать всеми критикуемому президенту провести честные выборы. Нарушения - и это подтвердили европейские наблюдатели - были массовыми. В минувшую пятницу, после официального объявления результатов выборов, Госдепартамент США осудил эти махинации. В субботу Колин Пауэлл в последний раз позвонил старому союзнику: можно представить себе, что он ему сказал. Шеварднадзе оставалось только уйти.
Теперь США, переворачивая эту страницу, попытаются укрепить свои позиции сотрудничеством с грузинскими оппозиционерами, настроенными очень враждебно к русским. В любом случае этот процесс будет отнюдь не бархатным.